ДО ВСТРЕЧИ НА КОВРЕ
До встречи на ковре
Правительство готовится к рапорту Ярослав РОМАНЧУК № 5 [626] от 04.02.08 - http://www.belgazeta.by/20080204.5/040130241 Судя по всему, президент не доволен работой Совмина. По имеющимся данным, отчет правительства перенесен на неделю, предварительно на 12 февраля. Впрочем, данные официальной статистики выглядят вполне оптимистично. Особенно если учесть ряд случившихся в минувшем году форс-мажорных обстоятельств. Все-таки первый год экономика функционировала с новыми ценами на газ, новыми схемами переработки нефти и без благоприятного режима торговли с ЕС по целому ряду товаров. А если добавить к этому ряд внешних причин, на которые можно списать невыполнение отдельных прогнозных показателей - рост цен на нефть в мире, слабый доллар и набирающий мощь Китай, то отчет о работе экономики в 2007г. можно было бы считать простой формальностью. Для белорусской экономики 2007г. стал продолжением цикла удачных лет. ВВП вырос на 8,1%, промпроизводство - на 8,5%, экспорт - на 20,6% (за 11 месяцев), реальные денежные доходы - на 15%. В номинальном выражении ВВП слегка не дотянул до Br100 трлн. и никогда не достигал $4608 на душу населения. Так что все катилось по накатанной: те же лица, идентичные действия и скопированная с предыдущих периодов риторика. Таблица ПЕРЕБОРЫ И НЕДОБОРЫ Год страна прожила по оптимистичному сценарию. Зима теплая, американский доллар слабел, сырая нефть дорожала, мировая экономика наслаждалась очередным годом очень высокого роста, спрос на сельхозпродукцию бил все рекорды, строительный и потребительский бумы продолжались, кредиты оставались дешевыми и доступными, ликвидности у банков и финансовых организаций хватало. Список плюсов пополнила Россия, не закрывшая свой внутренний рынок от белорусских товаров. Острый торговый конфликт начала года закончился миром, дружбой и низкими ценами на газ на I квартал 2008г. Огромный спрос на продовольствие охладил пыл РФ ограничить ввоз белорусских товаров. Сохранение торгового протекционизма существенно снизило интенсивность конкуренции на внутреннем рынке страны - это было на руку белорусским производителям и индивидуальным предпринимателям. Благодаря им цены на многие промтовары сохранили стабильность. Спрос со стороны ипэшников плюс трансферты из-за рубежа белорусских гастарбайтеров (около $800 млн. «серых» денег) укрепили внутренний спрос экономики. Люди купили больше, чем прогнозировало правительство. Рост цен на газ и изменение схем поставок сырой нефти Беларусь пережила не за счет структурных реформ, а в первую очередь за счет внешних кредитов. Поскольку уровень долгов у страны еще невелик, то особых проблем с внешним финансированием не возникло (на 1 января 2005г. совокупный долг составлял $4,9 млрд.; на 1 октября 2007г. - $9,7 млрд.). Доступ к легким деньгам расслабил правительство. Средняя процентная ставка по рублевым кредитам снизилась. На повестке дня так и не встал вопрос о «расшивке» внутренних долгов. За 11 месяцев 2007г. темпы роста кредиторской задолженности превысили аналогичный показатель 2006г. (21,3% против 19,8%). То же самое относится к дебиторской задолженности (25,7% против 24%). Не снизились темпы прироста складских запасов - на 1 декабря 2007г. их объем составил Br3,19 трлн. Когда кредиторская задолженность превышает Br30 трлн., темпы роста прибыли предприятий и рентабельность падают, а правительство продолжает настаивать на дешевых кредитах для убыточных и низкорентабельных предприятий, говорить о макроэкономической устойчивости нельзя. Однако в текущем периоде, в краткосрочной перспективе картинка выглядит вполне прилично. Такой она была в 2007г. Даже снижение за год темпов инвестиций в основной капитал более чем на 53% ее особо не испортило. Едва ли будет наказан Минфин за перевыполнение еще одного важного показателя. За 11 месяцев доходы консолидированного бюджета составили рекордную для этого периода величину - 49,8% ВВП. При этом чиновники и депутаты не перестают говорить о «беспрецедентном» снижении налоговой нагрузки. Стоило бы на 3,2% профицита бюджета купить им всем новые калькуляторы, чтобы они хоть как-то сопоставляли свои слова с реальными цифрами. Напомним: при обсуждении бюджета на 2007г. Совмин и ПП НС пообещали снизить размер государства до 43,9%. За 11 месяцев перебор получился на 5,9 п.п. ВВП. Лишив предприятия этих ресурсов, правительство нанесло экономике существенный ущерб в виде блокировки модернизации производств и разрушения рабочих мест в тех секторах, где они генерируют добавленную стоимость. При такой бюджетной ситуации трудно сказать, с помощью какого прибора Совмин определяет необходимость получения российского кредита. Когда в бюджете «лишними» оказались $2-2,5 млрд., Минфин после получения кредита в $1,5 млрд. в конце 2007г. просит у России еще $2 млрд. Судя по всему, проблема использования предыдущего кредита уже вполне успешно решена. Впрочем, остался нерешенным самый главный вопрос: пожелает ли глава государства в нынешнем году такой ценой сохранять электоральное и макроэкономическое спокойствие? Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Судя по всему, президент не доволен работой Совмина. По имеющимся данным, отчет правительства перенесен на неделю, предварительно на 12 февраля. Впроч
|
|