Источник материала:
И ВСЕ НА ОДНОГО…
Слово «моббинг» многим нашим согражданам незнакомо. Однако понятие, которое им обозначается, старо как мир. Если говорить коротко — это «травля толпы» по отношению к одному человеку. Например, на рабочем месте.
Медики утверждают, что последствия моббинга для для человека могут быть плачевными. Он может привести к заболеваниям на нервной почве, инфарктам и даже самоубийству.
Что считать моббингом?
Выделяют два основных вида моббинга: вертикальный — от начальства и горизонтальный — от коллег. Изредка эти два вида совпадают для одного человека, к примеру, для руководителя отдела — он может попасть и под моббинг со стороны высшего начальства, и под моббинг со стороны коллег и подчиненных.
По каким же признакам можно оценить, что является травлей, а что — серией конфликтов? Прежде всего — это протяженность во времени. К тому же моббинг всегда направлен только на одного человека. И, наконец, моббинг не преследует никаких целей, кроме унижения и запугивания жертвы. Методы, которые используют преследователи, всегда примерно одинаковы:
● Изоляция от неформальных личных контактов. Здесь существует масса возможностей: жертву не зовут с собой обедать или в курилку, не приглашают на вечеринки, не здороваются.
● Перекрытие каналов служебной информации. От жертвы намеренно скрывают или ей «забывают» сообщить сведения, касающиеся работы — не пересказывают рабочие новости, слишком поздно доносят служебную информацию, не передают факсы, «забывают» пригласить на совещание.
● Игнорирование успехов. Сотрудники игнорируют любые достижения жертвы, не обращают внимания на ее вклад в общее дело. Руководство — систематически оставляет жертву без вознаграждений и продвижения по службе.
● Попытки испортить репутацию — как личную, так и профессиональную. Преследователям с воображением тут есть где разгуляться: они могут распускать различные сплетни о жертве, подбрасывать «улики», порочащие ее достоинство и т.д.
За что?
Моббинг всегда имеет своего агрессора-организатора, который, как правило, является и исполнителем. Обычно считается, что организованной травлей агрессор решает свои сугубо личные проблемы, не связанные с жизнью компании. Что же им может двигать?
● Самоутверждение. Мучитель сам является жертвой. Но жертвой собственных комплексов, личностных проблем, неудач как в личной жизни, так и на работе. Унижением себе подобного он завоевывает авторитет в собственных же глазах.
● Подростковая специфика по принципу «свой-чужой». В особых разъяснениях не нуждается. Относится в основном к горизонтальному моббингу. Формы реализации самые разные — от кнопки на стуле и до полной дискредитации жертвы в глазах руководства.
● Дедовщина. Агрессор или сам в свое время пережил вивисекцию, или является «ветераном», стоявшим у истоков дела, когда жертва еще под стол пешком ходила, а родная фирма ютилась в сарайчике-развалюхе. А теперь этот молокосос пришел на все готовое и имеет наглость прямо смотреть «дедушке» в глаза, не делая необходимых реверансов.
● Банальное средство «уйти» сотрудника, уволить которого не за что.
Возникает моббинг чаще всего незаметно. Человек что-то сказанул не подумав, получил большую премию или неоднократно отмечался начальством как лучший работник, либо еще что-то – каждый из этих факторов может стать решающим для того, чтобы кто-то решил «поставить на место» своего коллегу.
Моббинг — вещь жестокая, в первую очередь потому, что жертва практически бессильна что-либо противопоставить давлению. Да и помощи чаще всего ждать неоткуда. Если у человека, подвергшегося моббингу, и есть сочувствующие, то, в конце концов, инстинкт самосохранения заставляет их замолчать.
Выхода нет?
Вот этим и страшен моббинг, что выхода нет, кроме одного – уходить с работы. И чем раньше, тем это будет лучше для здоровья. Ведь человек, подвергающийся моббингу, каждый день живет в состоянии сильнейшего стресса, ожидая очередного подвоха из-за угла.
Доходит до того, что жертвы уже и дома, и в дружеской компании не чувствуют себя в безопасности и постоянно находятся в ожидании какой-нибудь подлости. Однако, как это не парадоксально, жертвы моббинга обычно не хотят уходить с работы и терпят до последнего (иногда до больницы). Чаще всего это обусловлено тем, что люди не хотят признать себя побежденными.
Кстати
Жизнь после моббинга существует. Даже если человеку, ставшему его жертвой, пришлось покинуть место работы.
Другое дело, что иногда реабилитация после таких случаев бывает достаточно долгой. Очень часто людей мучает вопрос: «За что со мной так?». Искать ответ на него бессмысленно. Так, есть люди, которые просто получают удовольствие, порой даже бессознательно, от страданий других людей, от победы над более слабым. Они и сами иногда не могут объяснить, зачем они это делают. Конечно, причину их поведения можно найти, но порой она может быть совершенно неожиданной и причудливой.
Светлана Бусько