10 ПРИЧИН, ЧТОБЫ НЕ УЕЗЖАТЬ ИЗ БЕЛАРУСИ
10 причин, чтобы не уезжать из Беларуси
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ № 5 [626] от 04.02.08 - http://www.belgazeta.by/20080204.5/430414581 В последнее время в среде моих друзей и знакомых распространился т.н. «шенгенский психоз». Все боятся, что не смогут никогда никуда поехать. Возле немецкого посольства зреют жуткие городские легенды («Не дали визу вашему коллеге? А я слышала, вчера не дали одной девочке, которая ехала на выставку»). На кухоньках и в кафешках молодежь беседует в основном о новоявленном феномене невыездных - это внутренняя сторона психоза. «У одного моего знакомого саночки украли из предбанничка, он подал заявление, и теперь он невыездной. Потому что даже потерпевшие теперь невыездные». - «А свидетели тоже невыездные».- «Мой друг работает в компании, на которую подали в суд, - теперь все работники должны быть свидетелями и никуда не ездить, пока дело не закроют. А его никогда не закроют!» Абсурдность ситуации подкупает: всем страшно и смешно. «А как узнать, выездной ты или нет? Ждать месяц, пока ответят?» Кто-то предложил идею сайта в духе «Одноклассники.ru» - «Невыездные.by». «Вот, представь, ты просто открываешь сайт, вбиваешь там в окошечко свою фамилию… И она автоматически попадает в эту базу данных! И все, ты невыездной!» В ходе таких оруэлловских бесед родилась идея: с другой стороны, ведь можно говорить о том, что в Беларуси нравится. О других, более высоких и не связанных со списками причинах, никуда не уезжать. Как выяснилось, таковые все же имеются - пусть в этом есть невыносимая субъективность. В Беларуси, как нигде, народ умеет сам себя развлекать. Видимо, в качестве протеста против более чем удачных попыток развлечь себя на государственном уровне, а также благостного спокойствия, разлитого в воздухе. Разумеется, это больше относится к области культуры. Один московский деятель искусства в ответ на мои стенания о том, как в Беларуси все тихо и скучно, резонно заметил, что нет скучных мест, есть скучные люди. Потому что нескучные сумеют развлечь себя где угодно. Это очевидная правда. Например, самый сумасшедший русскоязычный глянец о музыке и культуре - культовый журнал «Наш» - издавался и делался в украинском городе Днепропетровске, месте, где, казалось бы, ничего не происходит и происходить не будет. Клубов в Минске почти нет, концерты редки, тем не менее постоянно что-то происходит. Бесплатная «ЖЖ-пати» конкурирует с организованным в тот же день вечером памяти легендарного буфета «Ёё». Возродившийся из небытия «Белорусский климат» с проектом «Изустное кино» (популярный в середине 90-х способ элитарного развлечения: участники проекта вслух рассказывают придуманные ими же кинофильмы) едет в Швецию на литературный фестиваль. В мистических загородных коттеджах проходят фестивали электронной музыки и архаичного блюза. В гостевой книге гостиницы «Европа» появляется таинственная надпись: «Жыве Беларусь! Mick Jagger». На фестивале «Интерфильм» во время показа короткометражных фильмов выпускников немецких киношкол кто-то из зрителей постоянно истошно вопит: «Цимбалы!». В общем, каждый развлекается, как может. Беларусь не стыдно показывать иностранным гостям - главное, знать, что показывать. Идеально подходит метод белорусского художника и писателя Артура Клинова: презентация тоталитарной архитектуры в качестве элемента национальной гордости. Действительно, иностранцы в восторге от сталинского ампира, Национальной библиотеки («алмаз» обладает чудовищным магнетизмом; ночные любители визуального экстрима съезжаются туда, как в автокинотеатр). Рассказывая им о том, что Минск - идеальная модель Города Солнца, утопически нереального прекрасного коммунистического города, начинаешь гордиться собственной пропиской. Архитектура Минска эстетически близка к египетским пирамидам и таинственным фигурам пустыни Наска - это сооружения, которые должны быть заметны из космоса, своего рода порталы во Вселенную. В Минске можно чувствовать себя древним ацтеком, притворяясь, что Дворцу спорта тысячи лет. Мифология города имеет гигантский потенциал: гостей можно водить в Музей валунов, показывать им Детскую железную дорогу (в этом контексте один мой товарищ популяризировал миф о Детской Отечественной Войне - когда детские партизаны вели детскую рельсовую войну), водить в Лошицкий парк наблюдать призрак Белой Панны и гр. Селицкой, убитой знаменитым Лошицким Маньяком. В Беларуси хватает и культурной мифологии. На белорусско-венгерской свадьбе, где мне довелось присутствовать, выступали «Порт Моне» (да-да, свадьбу отмечали в Минске). Жених-венгр, ныне сотрудничаюший с более чем известным европейским коллективом Yonderboi, был в восторге: «Что это за группа? У нас ничего подобного нет!» Действительно, ничего подобного нигде нет и быть не может. Белорусская культура может гордиться своими безумцами, фриками и деятелями андеграундного искусства. В России такого уже нет: в условиях развитого шоу-бизнеса безумие стоит конкретных денег и становится лайф-стайлом. Наша культура изначально свободна от ценников, поэтому только у нас возникают такие неформатные явления, как Бенька, Пукст, Svet Boogie Band, «Гурзуф» и «Кассиопея». Тот факт, что сейчас они наконец-то могут зарабатывать на жизнь музыкой, только радует. Даже если отбросить эти околокультурные мелочи, жить в Беларуси стоит хотя бы потому, что только здесь продаются крохотные бутылочки «Белорусского бальзама». В принципе, маленьких дурацких вещей здесь не очень много, но те, что есть, великолепны! Тем не менее уличать себя в немотивированном героизме немного неловко. Во время написания данного текста я вместе с несколькими коллегами присутствовала на небольшой конференции в Берлине, связанной с тем, что Беларусь в шенгенских рамках якобы оказывается помещенной в своего рода гетто. Один из слушателей задал резонный вопрос: «Я вас послушал и подумал: ведь почти все нормальные умные люди из Беларуси уезжают. Как я понимаю, проблема «утечки мозгов» у вас более чем актуальна. Меня интересует, по какой причине лично вы не уехали». Видимо, ему хотелось услышать что-то в духе «мы остались, чтобы сделать нашу унылую реальность прекраснее» или хотя бы одну из вышеперечисленных причин. Но всем стало жутко неудобно, и никто ничего не сказал. Как ни странно, в такой ситуации лично за себя ответить невозможно. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последнее время в среде моих друзей и знакомых распространился т.н. «шенгенский психоз». Все боятся, что не смогут никогда никуда ...
|
|