Несколько лет назад появились в продаже первые спутниковые навигаторы для гражданского использования, ставшие настолько популярными, что сегодня ведущие производители автомобилей оснащают ими большинство своих моделей. Путешественники, отправляясь в сложные экспедиции, в числе самых необходимых предметов берут с собой навигатор.
В 1970 годах в США и СССР независимо друг от друга стали разрабатывать навигационную систему на основе приема сигналов сети низкоорбитальных спутников. Непосредственная реализация американской программы началась в середине 1977 года с запуском первого спутника. С 1983 года система открыта для использования в гражданских целях, а с 1991 года сняты ограничения на продажу GPS-оборудования в страны бывшего СССР. Затраты на ее реализацию превысили $15 млрд.
СССР - соперник США по гонке вооружений, первый спутник своей навигационной системы ГЛОНАСС (Космос 1413) запустил 12 октября 1982 года. "ГЛОНАСС" расшифровывается как ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система. Во время развертывания советской навигационной системы СССР распался. Из-за этого только к 1993 году Россия смогла развернуть и ввести в действие свою группу навигационных спутников. При этом из-за экономических трудностей Россия не смогла вывести требуемые для полного и постоянного покрытия Земли 24 спутника - по мере выработки ресурса одних (российские спутники по времени работают меньше, чем американские), выводятся другие, но для успешной работы спутников все равно не хватает. В настоящее время 14 рабочих спутников. Из-за этого навигация при использовании ГЛОНАСС возможна не постоянно (только в определенное время суток спутники образовывают рабочее созвездие) и для определения координат требуется значительно больше времени. ГЛОНАСС сейчас не покрывает даже территорию России. Российскую навигационную систему планируется достроить только к 2009 (по другим источникам - к 2010) году. GPS и ГЛОНАСС разрабатывались, прежде всего, для военных целей. США первыми стали выпускать портативные навигаторы для гражданского использования. При этом правительство США оставляет за собой право в любой момент отключить сигнал для гражданских пользователей путем их "зашумления" специально кодированным сигналом, о чем всегда говорится в инструкции к навигатору. Зная код "зашумления", при приеме его можно удалять. Военные приемники это позволяют сделать. Во время локальных конфликтов в Ираке, Югославии и Афганистане правительство США преднамеренно вносило помехи в гражданский сегмент GPS при пролете спутниками этой системы над местами боевых действий, из-за чего приборы пользователей Западной Европы иногда показывали искаженные координаты. Так, житель Германии, находясь у себя в стране в своем автомобиле, посмотрев на навигатор, узнавал, что он находится в посреди Тихого океана.
США могут "исключать" сигналы GPS на региональной основе, если посчитают, что создается угроза их национальной безопасности.
В отличие от России, в США, а затем и в других странах, давно наладили производство портативных навигаторов, цена на которые неуклонно падает. В итоге практически весь рынок навигации оказался привязанным к американской системе, не смотря на то, что ее могут отключить в любой момент. Но для полного отключения должно произойти экстраординарное событие, так как в настоящее время от работы американской системы зависит мировое движение самолетов, судов, авто и железнодорожного транспорта.
Россия теперь стремится заставить свои ведомства перейти на ГЛОНАСС, обещая в 2008 году полностью ввести в строй эту систему и обеспечить точность выше, особенно в высоких широтах, чем у GPS. При этом в российской системе нет разделения на гражданских и военных пользователей. Вообще, вся история развития "ГЛОНАСС" - образец того, как Россия из-за чиновничьей тупости и желания поиграть в никому не нужную секретность потеряла огромные деньги в мировом масштабе. США практически сразу после развертывания своей навигационной системы открыли к ней свободный доступ и тут же наладили выпуск бытовых навигаторов. В Интернете военное ведомство США регулярно открыто публикует данные GPS-системы, необходимые для геодезических измерений. Все больше фирм налаживают выпуск GPS приемников и их цена неуклонно падает. И как следствие - фактически весь мир теперь "привязан" к американской системе. Даже белорусские спецслужбы вынуждены пользоваться американской военной системой, естественно, ее гражданским сегментом. Кстати, возможно и белорусские эталонные часы тоже сверяют свое время с сигналами пентагоновской системы - у них точность выше во много раз, чем у эталонных часов в метрологическом центре.
В России производится мизерное (доли процента от системы GPS) количество навигаторов для "ГЛОНАСС", да и то, большая часть российских навигаторов способна принимать дополнительно GPS-сигналы - кто же будет ждать определенного времени суток, когда "ГЛОНАССовские" спутники образуют рабочее созвездие? Причем, все российские навигаторы, произведенные до 2007 года имеют заводское "загрубление" по точности.
Впрочем, особо переживать об этом мы не будем. Нам вполне хватит и GPS. Благо в Беларуси на приобретение пользование спутниковыми навигаторами ограничений нет, и не было раньше.
Несколько лет назад появились в продаже первые спутниковые навигаторы для гражданского использования, ставшие настолько популярными, что сегодня ведущие производители автомобилей оснащают ими большинство своих моделей.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.