Председатель ПАСЕ: Беларусь не может притворяться, что все страны-члены Совета Европы ошибаются
На зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы новым председателем организации избран испанский депутат Луис Мария де Пуч. В интервью БелаПАН он дал оценку нынешней ситуации в Беларуси, рассказал о существующих в ПАСЕ различных мнениях относительно развития сотрудничества с Минском, а также рассказал о своих ожиданиях от выборов в белорусский парламент.
Татьяна КОРОВЕНКОВА, "Белорусские новости" — Господин де Пуч, нынешний докладчик ПАСЕ по ситуации в Беларуси Андреа Ригони придерживается более мягкой, чем его предшественники, позиции относительно оценки ситуации в стране. К тому же белорусский вопрос не был включен в повестку дня зимней сессии ПАСЕ. Означает ли это, что ассамблея готова к более тесным отношениям с Минском даже без демократических изменений в стране? — Позиция Андреа Ригони несколько отличается от позиции его предшественников, но не в плане оценки ситуации в Беларуси, а в плане оценки стратегии Совета Европы по отношению к вашей стране. По мнению Ригони, Совет Европы должен быть открытым для политического диалога со всеми, кто может влиять на политическую ситуацию в Беларуси, включая оппозицию, представителей гражданского общества и власти, без предварительных условий. Однако этот диалог должен развиваться прагматично, шаг за шагом, в ответ на демократические изменения, улучшение ситуации с правами человека. Недавние факты освобождения политических заключенных, в том числе членов незарегистрированной организации "Молодой фронт" Дмитрия Дашкевича и Артура Финькевича, не прошли незамеченными. Я надеюсь на убедительные и последовательные знаки готовности белорусского руководства стать ближе к Совету Европы. Обсуждение ситуации в Беларуси не было включено в общую повестку дня зимней сессии ПАСЕ. Но белорусский вопрос обсуждался на заседании политического комитета. Впервые с 2004 года в его заседании вместе участвовали и представители белорусской оппозиции, и представители Национального собрания Беларуси. Это дало всем сторонам возможность свободно говорить о том, как они видят ситуацию в Беларуси, и взаимодействовать с членами ПАСЕ — Некоторые европейские политики заявляют, что Евросоюз, Совет Европы и ПАСЕ должны пересмотреть свою политику в отношении Беларуси. Как вы считаете, согласится ли Европа на изменение отношений с Беларусью, если ее правительство будет по-прежнему игнорировать 12 предложений относительно демократизации? — Совет Европы — это организация, которая занимается вопросами демократии, соблюдения прав человека и верховенства закона. Неизбежно, что его отношения с любой страной в первую очередь сосредоточатся именно на этих проблемах. Совет Европы не пытается изолировать Беларусь, это Беларусь выбрала путь изоляции. В интересах Совета Европы — чтобы Беларусь оказалась среди нас. И Беларусь не может притворяться, что все 47 демократических государств — членов Совета Европы ошибаются. Сейчас в ПАСЕ идут дебаты о том, должна ли быть пересмотрена стратегия отношений с Беларусью. Некоторые члены ассамблеи полагают, что существующая ныне стратегия ограничивает возможности нашей организации. Но должно быть абсолютно ясно, что независимо от итогов этих дебатов ПАСЕ не будет закрывать глаза на проблемы с демократией и нарушения прав человека. Ассамблея по-прежнему готова к установлению контактов и налаживанию диалога с белорусскими властями в ответ на четкие и последовательные сигналы с их стороны о желании стать ближе к ценностям и стандартам Совета Европы. А принятие критики — это часть любого демократического процесса. — Как вы думаете, возможен ли диалог без освобождения всех политических заключенных в Беларуси? — Освобождение политических заключенных остается твердым требованием ПАСЕ. Я уверен, что значительный прогресс в этом вопросе окажет сильное влияние на ПАСЕ и на тех, кто еще колеблется в вопросе о необходимости ступить на путь диалога. Но лично я разочарован тем, что ни один политический заключенный не попал под действие закона об амнистии, принятого в Беларуси осенью прошлого года. С другой стороны, я уверен, что есть много других способов вернуть свободу тем, кто осужден по политическим мотивам. Среди этих людей наиболее значимой фигурой по-прежнему остается экс-кандидат в президенты Александр Козулин. — Что, по вашему мнению, может сделать ПАСЕ для продвижения демократических ценностей в Беларуси? — ПАСЕ должна играть более активную роль в этом процессе. На протяжении нескольких последних лет наша организация сосредоточила свои усилия на поддержке в Беларуси политических групп, ассоциаций и людей, которые и так разделяют ценности Совета Европы. Но большая часть белорусов не знают о призывах ПАСЕ к демократизации. Луис Мария де Пуч. Родился 29 июля 1945 года в Испании. Изучал историю и политологию в университетах Жироны, Барселоны и Парижа (Сорбонна). Являлся активным членом оппозиционного движения против режима Франко. Затем как лидер Партии социалистов участвовал в процессе демократизации Испании. Является членом испанского парламента с 1979 года. В 1993-1997 годах возглавлял испанскую делегацию в ПАСЕ и одновременно являлся вице-президентом ассамблеи. В 2002-2004 годах возглавлял комитет ПАСЕ по культуре, науке и образованию. В 2004 году был избран главой группы социалистов в ПАСЕ. В январе 2008 года стал председателем ПАСЕ. Женат, двое детей. Меньше всего ассамблея хотела бы изолировать белорусов. Думаю, что открытие информационного бюро Совета Европы на базе Белорусского государственного университета могло бы стать важным шагом в деле донесения до Беларуси послания Совета Европы. Бюро, несомненно, внесет свой вклад в укрепление политического самосознания и осведомленности белорусов. Но информационное бюро не должно стать просто складом документов Совета Европы. Оно должно быть живой и активной структурой, которая через проведение семинаров и организацию различных мероприятий помогло бы белорусам вступить в контакт с нашей организацией, узнать о наших ценностях, проблемах и методах работы. Я с нетерпением жду, когда наши парламентарии смогут свободно говорить с белорусами. — Как вы считаете, какие шаги в первую очередь необходимо предпринять белорусским властям на пути демократических преобразований? — ПАСЕ несколько раз ясно давала понять, какие проблемы вызывают наибольшее беспокойство. Это отсутствие независимого расследования дел о громких исчезновениях в 1999-2000 годах; наличие политических заключенных; многочисленные препятствия для деятельности оппозиции и независимых СМИ; отсутствие реального разделения полномочий ветвей власти; отсутствие свободных и справедливых выборов. Не пытаясь расставлять приоритеты в решении этих важных и насущных проблем, я бы хотел остановиться на вопросе об избирательных стандартах, так как 2008 год является для Беларуси годом парламентских выборов. Свободные и справедливые выборы являются предварительным условием деятельности любого демократического правительства, так как они отражают реальную волю народа. Проведение честных выборов базируется на одинаковых возможностях для представителей всех политических сил, на равном и свободном доступе к СМИ, на точном и прозрачном подсчете голосов. В случае с Беларусью по запросу ПАСЕ Венецианская комиссия и БДИПЧ всесторонне изучили белорусское избирательное законодательство и опубликовали специальные рекомендации относительно его улучшения. Особое внимание там было уделено таким проблемам, как проведение досрочного голосования и отсутствие представителей оппозиции в избирательных комиссиях всех уровней. Как председатель организации, которая часто участвует в наблюдении и мониторинге выборов, я надеюсь, что белорусское руководство будет соблюдать эти рекомендации и не станет чинить препятствий деятельности международных наблюдателей, чье присутствие на выборах является вкладом в правильное функционирование избирательного процесса. — Как вы оцениваете нынешнюю политическую и социальную ситуацию в Беларуси? — К сожалению, нынешняя ситуация чревата проблемами. Я особенно озабочен законодательством в области деятельности политических партий, которое наносит удар по осуществлению политических свобод. Я надеюсь, что в дальнейшем в этой сфере будут позитивные изменения. Недавнее решение Министерства юстиции прекратить судебное дело в отношении Партии коммунистов Белорусской дает повод для осторожного оптимизма. Еще одна проблема, которая вызывает мою глубокую озабоченность, является одновременно политической и социальной — это смертная казнь. Европа полностью была бы континентом без смертной казни, если бы не Беларусь. Недавняя казнь трех лидеров гомельской преступной группировки Сергея Морозова, Игоря Данченко и Валерия Горбатого продемонстрировала, что белорусские власти еще раз выбрали путь варварства и несправедливости. Замена смертного приговора на иной была бы ясным сигналом о желании Беларуси приблизиться к Совету Европы. Приведение же приговора в исполнение отодвинуло страну еще дальше от ценностей, которые разделяют 800 миллионов европейцев. Я также обеспокоен аргументом белорусских властей о том, что общество в Беларуси выступает против отмены смертной казни, о чем свидетельствует референдум 1996 года. Но я убежден, что мораторий на применение высшей меры наказания — как это сделано в некоторых странах — мог бы стать правильным решением и подготовить общественное мнение к отмене смертной казни в будущем. Мне кажется, что белорусские парламентарии имеют возможность взять на себя инициативу и сделать идею введения моратория успешной. Это стало бы важным шагом на пути к ценностям Совета Европы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы новым председателем организации избран испанский депутат Луис Мария де Пуч.
|
|