ЛОГИКА ТРАНЗИТНЫХ ПЕРСПЕКТИВПотенциал транзитных возможностей Беларуси по причине слабости отечественной логистики остается мало освоенным. Практическая логистика не стала высокодоходным инструментом белорусского бизнеса. Мы научились производить хорошие товары. А продавать их не умеем. Например, трикотаж и женская одежда предприятий СЭЗ «Брест» продолжают экспортироваться в Москву, за Урал, в Сибирь в баулах челночников, оккупирующих пассажирские поезда. Когда же будет «залатана» логистическая «черная дыра», в которую улетают потенциальные доходы белорусской экономики? На этот и другие вопросы мы попросили ответить председателя международного общественного объединения логистики «АБИЛОГ», ректора Международного института трудовых и социальных отношений (МИТСО) Валерия ТОЛКАЧЕВА. — Подвижки в белорусской логистике есть, — отметил Валерий Иванович. Но они пока больше заметны специалистам. Недавно распоряжением премьер-министра создана рабочая группа во главе с вице-премьером А.Кобяковым, цель которой — разработка проекта программы развития в Беларуси логистической системы на период до 2015 г. В нее вошли представители целого ряда важнейших министерств и ведомств. От их позиции во многом зависит, поможет ли логистика перевести белорусскую экономику в новый формат, станет ли транзитный характер страны доминирующим фактором в росте эффективности работы как отдельных предприятий, так и всей экономики страны. Уже состоялось первое заседание этой группы, в котором в качестве одного из ее членов принял участие и я. — Что обсуждали на этом заседании? — Проанализировали имеющиеся возможности и основные направления развития белорусской логистики в макро- и микроэкономике (в т.ч. на промышленных предприятиях, в СЭЗах). Министерство транспорта и коммуникаций представило проект программы развития логистических центров на 2008-2015 гг. Это серьезный документ, который нужно изучать, анализировать и, как показывает опыт, развивать дальше. Министерству торговли и ГТПО «Белресурсы» дано поручение разработать программу логистики в оптовой торговле. Обсуждалась необходимость создания соответствующей законодательной базы, формирование которой, на мой взгляд, стоит начать с разработки закона о логистике и положения о логистических центрах. Развитие белорусской логистики требует решения двух взаимосвязанных задач: создания инфраструктуры транспортно-логистических центров (ТЛЦ) и привлечения товаропотоков выгодными таможенными условиями. Технологическое «сердце» ТЛЦ — самые современные системы складских помещений по переработке грузов. Нужно активно заимствовать зарубежный опыт. Иначе грузопотоки пойдут мимо. Что мы, кстати, уже наблюдаем. Созданная литовцами на границе с нами новая система складского хозяйства имеет заметное притяжение. Что касается таможенных условий, то они должны стать более удобными, чем те, которые предлагают другие страны. Для этого предстоит внести соответствующие изменения и в таможенное законодательство. И естественно, значительно улучшить качество и долговечность дорог, усовершенствовать придорожный сервис. Система привлечения на территорию страны иностранного перевозчика должна быть продуманной, перспективной, динамичной. Это дело не одного года. Как показывает опыт, современные логистические центры создать непросто. В Италии ТЛЦ начали появляться 30-40 лет назад, но современные очертания приобрели только сейчас. Нельзя не учитывать и динамику развития мировых рынков. Например, тот факт, что Украина вступила во Всемирную торговую организацию. Вот-вот должна стать членом ВТО и Россия. Надо думать, как выиграть на этом, а не проиграть. — Валерий Иванович, может, не стоит изобретать велосипед, а нанять иностранных специалистов для создания отечественной логистики и тех же ТЛЦ? — Иностранные специалисты не всегда способны учесть особенности местных условий, поэтому они приемлемы лишь в качестве консультантов. Пока дипломированных логистов в РБ практически нет. Но уже в будущем году состоится первый их выпуск (в нашем институте). Пока же МИТСО практикует подготовку специалистов на трехмесячных курсах по логистике. Однако главную надежду возлагаем на подготовку (с нынешнего года) логистов на базе первого высшего образования. Срок обучения — 2 года. Думаю, их подготовкой должны заняться БГЭУ и БГУ. Именно такие специалисты, имеющие базовое экономическое, математическое образование и двухлетнее второе образование по специальности «логистика», должны стать главными игроками в деле создания сильной белорусской логистики. По предварительным данным, потребность в них может составить от 3 до 7 тыс. — Учитывается ли при этом нужда в логистах промышленных и торговых компаний? — Естественно. Предприятия, в штате которых есть сильные логисты, работают более динамично и достигают лучших финансовых результатов. Логист определяет, сколько и где закупить сырья и комплектующих, как оперативно доставить их на производство, а товар — к покупателю. Хороший логист дает возможность отказаться от неэффективно используемых полупустых складов, нередко расположенных на дорогостоящих землях в центре города. Практика показывает, что предприятию достаточно иметь один, но мобильный склад, обеспечивающий высокую оборачиваемость. На мой взгляд, руководителям пора брать в штаты заместителей по логистике и организовывать отделы логистики, цели и задачи которых шире тех, которые стоят перед отделами маркетинга, а значит, и отдача от них — больше. Беседовала Тамара МАРКИНА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь приступает к строительству собственной системы логистики |
|