Президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб: «Тарантино мне отказал, а братьев Коэнов я все же уломал»Жиль Жакоб - человек великий. В качестве руководителя одного из главных кинофестивалей планеты он дал старт карьерам лучших представителей современной режиссуры - от братьев Коэнов до Ларса фон Триера. Многих своих любимцев Жакоб собрал для участия в проекте «У каждого свое кино», снятом по его заказу. Особо отличились в нем Такеши Китано (он сам крутит свой фильм фермеру в кинотеатре), Чжан Имоу (герой его ленты - деревенский мальчик, который получил столько впечатлений, насмотревшись на тени на белой простыне экрана, что уснул, когда началось кино), те же Коэны. Создатель «Мухи» Дэвид Кроненберг выбрал местом действия туалет, в котором продемонстрировал свою попытку застрелиться. А Ларс фон Триер «забил до смерти» бизнесмена, приставшего к нему на показе «Мандерлея».
- На 50-летие Каннского фестиваля мы вывели на сцену всех режиссеров, кто когда-либо получал «Золотую пальмовую ветвь». 60-летие решили отметить как-то иначе. Одно оставалось неизменным - мы хотели воспеть хвалу авторам. «Автор» для меня - это художник, режиссер-творец! - с энтузиазмом размышляет мсье Жакоб, в свои 78 лет сохранивший в глазах юношеский блеск. - О Каннском фестивале обычно говорят, что это столица гламура. Но я работаю на нем с 1976 года, и самым главным для меня всегда были именно авторы. Вот мы и решили отдать честь крупнейшим режиссерам, принимавшим участие в Каннском фестивале, предоставив им возможность каждому снять по маленькому фильму. И показать этот фильм потом в Каннах в присутствии всех авторов.
Мы стали искать тему, которая смогла бы их всех объединить. Так возникла тема кинотеатра. У многих режиссеров возник образ полупустого, полуразрушенного кинозала. Ведь именно в таком состоянии находятся сейчас кинозалы, в которых показывают серьезное кино. Это образ тревоги за судьбу кино как искусства. Ее выражает несколько картин, в том числе фильм Андрона Кончаловского.
- Каким образом вы отбирали режиссеров на этот проект?
- Мне нужны были очень талантливые авторы, представляющие самые разные страны, разные стили. Люди, с которыми я достаточно близко дружу - чтобы быть уверенным в том, что они предоставят мне кинокопию в нужные сроки. Люди с громкими именами, благодаря которым возник бы интерес к нашей картине. Фильмов-альманахов довольно много. Несколько лет назад мы показали на Каннском фестивале картину «Париж, я люблю тебя», составленную из зарисовок 20 режиссеров. В новой ленте их участвовало 33! В истории мирового кино ничего подобного не было!
- Выбор от России Кончаловского объясняется исключительно дружескими отношениями? У нас сейчас есть более актуальные режиссеры, чьи картины регулярно попадают в Канны.
- Дружба дружбой, но Кончаловский тоже не раз принимал участие в фестивале, был его призером, был членом жюри. Он читал у нас лекцию о кино. И я был очень тронут, когда в конце он описал сцену из «Дороги» Феллини. Я посчитал, что у него настоящий педагогический талант, что он может что-то передать молодежи. И это тоже одна из причин моего выбора.
- А были режиссеры, которые отказались?
- Да, кто-то был занят, кто-то ответил отказом. Как Тарантино, который сказал, что ему это неинтересно. Коппола, Спилберг и Скорсезе были заняты своими проектами. Каждый раз я тщательно проверял, правду ли говорят мастера экрана. Эти трое сказали правду. А вот братья Коэны находились между двумя картинами, но все равно отказались. Я, в свою очередь, отказался воспринимать их отказ. Ведь я очень помог им в жизни! Отправил им письмо по электронной почте, в котором самым крупным шрифтом написал: «Как вам не стыдно?!» В результате они не смогли не согласиться - это было бы некрасиво чисто по-человечески. И я очень рад тому, что настоял, - у них вышел маленький шедевр!
- Географически вы охватили все же не так много стран. Например, почти не представлена Восточная Европа.
- А кто вам сказал, что мы не снимем продолжение?
Стас Тыркин ждет ваших откликов на нашем сайте.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В прокат выходит альманах «У каждого свое кино», снятый лучшими режиссерами мирового экрана
|
|