Заслуженная артистка Беларуси Лариса Горцева: Моих эмоций хватит на весь театр
Лариса Горцева - Багира, Баба Яга, Лиса, злая царица, Любка Шевцова, Маша из "Чайки"
Более 170 ролей в театре. Общественная деятельность, работа на радио
27 марта во всем мире отмечался Международный день театра. В этот день актеры еще более красивы, энергичны и
откровенны. Предлагаем вашему вниманию интервью с заслуженной артисткой Беларуси Ларисой Горцевой, актрисой Театра юного зрителя.
- Давайте поговорим о начинающей актрисе Ларисе Горцевой. - Когда пришла в театр (я была на 3-м курсе института), мне ужасно хотелось поработать с драматической ролью. Хотела играть героинь со сложной судьбой. Но какая драма?! О том, что такое боль человека, я знала только теоретически. У самой же - беззаботные 20 лет, любящие родители, надежды, мечты Но когда жизнь тебя бьет Я потеряла почти всех близких людей, мне знакомо чувство безысходности Все это идет в эмоциональную копилку, а она у артиста должна быть объемистой. Сегодня мне удаются персонажи со сложной судьбой. Когда можно провести зрителя по пути человеческого духа, показывая все его повороты, обнажая все оттенки характера, чувств. Сейчас понимаю, почему в институте педагог говорил мне: Лариса, драма - лет через 10. Понимаю, почему дал мне роль наивной девочки, которая ищет любви. А еще в молодости безумно хотела сыграть в мюзикле. Пение - моя страсть. И я играла в "Вестсайской истории" Бернстайна, а еще - в постановке "Кошкин дом" Андрея Федоровича Андросика. Конечно, это большой подарок для меня. - Вы сыграли более 170 ролей в театре юного зрителя. Неужели есть нереализованные творческие желания? - Сыграно действительно много, поэтому, без преувеличения, могу сказать: я счастливый человек. У меня были самые разные роли: Багира, Баба Яга, Лиса, злая царица, Любка Шевцова, Маша из "Чайки", цыганки, испанки Всегда говорили, что моих эмоций хватит на весь театр. Был период, когда много плакала на сцене. И это очень сложно. Инструмент артиста - его душа, нервы эмоции. Это как расстроенный инструмент, который только тронь - и струна звенит. И эта струна может заставить зал замолчать и держать в напряжении. Когда у тебя в горле перехватывает, когда внутри все подлинно - это передается через рампу. А фальшь зритель чувствует с первых секунд. Игра должна быть на пределе эмоций, на самой грани. Сцена - та же жизнь, но только в самые пронзительные минуты. Только так к ней и можно относиться. Как к решающим событиям жизни, тем, что умудряют нашу впечатлительную душу. И поэтому после спектакля всегда невозможно заснуть. С образом расстаешься, но нервные окончания он не отпускает Одно время у меня были почти все комедийные персонажи, сейчас в основном костюмные роли. - В психологическом спектакле "Поцелуй ночи" Натальи Башевой вы играете Смерть. Необычная роль. Что это за образ? - Смерть бывает разная, и люди к ней относятся по-разному. Моя Смерть оценивает человека по тому, достойно ли он ее принимает. Моя Смерть говорит: я не виновата, это вы, люди, допустили грех, я просто выполняю свою работу и действительно устала. Это мудрая Смерть, сильная, жестокая может быть. - Вы рассказывали, что в студенчестве вам прочили будущее артистки оперетты. Но попали в ТЮЗ. Никогда не жалели о таком повороте? - Я сейчас думаю, что все так и должно было быть. Именно детский театр. Для того, наверное, чтобы я научилась понимать душу ребенка, чтобы сегодня работала с больными детьми, чтобы могла говорить о христианских ценностях. У меня еще театральная студия для детей-инвалидов, пострадавших от Чернобыльской аварии (в реабилитационном центре), и студия в христианской общине. Дети ведь они все одаренные и каждый - индивидуальность. Многие начинают, вообще ничего не умея, а через пару месяцев становятся совершенно другими. Хочется открыть личность каждого ребенка, выявить его способности. И некоторые ребята из реабилитационного центра спрашивают: можно ли поступить в театральный? Ну а какой театральный, если у меня есть замечательный мальчик, очень способный но у него нет кисти руки. Из студии в христианской общине я привела к нам в театр Машеньку Возба. Говорю режиссеру: посмотри, это - Полианна. Талантливая девочка. Сегодня Маша снимается в кино. Еще работаю в Театре одного актера "Зьніч". Недавно, кстати, ставили моноспектакль "Прыпадаю да нябёс" о судьбе нашей поэтессе Евгении Янищиц. Самое ценное было то, что муж и сын Евгении, посмотрев постановку, сказали мне: так похожа на Женю, не только внешне, но и внутренне. Ну что тут можно сказать? - Два театра, две детские студии - А еще дача, домашние дела и радио - делаю передачи на христианские темы. Работы очень много, но я довольна. Наверное, иначе и не смогла бы. Когда выпадает дня два свободных, просто не знаю, куда себя девать. Постоянно что-то ищу, чем-то заполняю себя. Кстати (улыбается), ради любопытства я ходила на кастинг певцов в кафе. Когда выступила, директор сказал мне: вы гораздо лучше тех, кто работал у нас. И я пела в кафе, представляете! Пела романсы. Я их так люблю. - Теперь понятно, как вам удается быть всегда в форме, так хорошо выглядеть - активность и еще раз активность. - (Смеется) Да уж, иногда выгляжу действительно "хорошо". Поскольку у меня две детские студии, я постоянно таскаю огромные сумки со сценическими костюмами. Другие артистки на шпильках, а я с двумя торбами, как челнок. Однажды при такой "амуниции" меня в театре увидел московский режиссер Валентин Варецкий и, как рассказал позже, принял за билетершу. А когда посмотрел спектакль с моим участием, и ему сказали, что на сцене "та, с торбами", он онемел. И так приятно было, когда этот режиссер говорил после: какая изящная актриса, какая грация! И я получила в его спектакле "Мещанин во дворянстве" одну из главных ролей - роль госпожи Журден. - Наверное, значимую роль в вашем становлении как актрисы сыграл писатель и драматург Артур Вольский, ваш муж? - Я вообще думаю, что в жизни каждого человека многое предопределено. С Артуром Витальевичем мы познакомились случайно. Хотя в это время он уже работал завлитом в нашем театре. Такой светлый, интеллигентный, красивый, подумала тогда, вот с таким человеком я бы хотела быть. Но до этого было о-очень далеко. Мы прожили вместе 30 лет. И я действительно бесконечно благодарна Артуру за все, что он дал мне. Нас постоянно окружали интереснейшие люди - драматурги, художники, композиторы, режиссеры. Муж написал прекрасные пьесы для меня. Например, "Апошняя ноч Элаізы”. Знаете, как она появилась? В нашем театре шел моноспектакль об Эдит Пиаф, в роли легендарной певицы - заслуженная артистка Людмила Тимофеева. Это именно та постановка, когда сцена - поле высшего напряжения. И вот мне хотелось сыграть подобную - по накалу, по масштабу страстей - роль. Я попросила Артура Витальевича написать что-нибудь. Хорошо зная, что мне близко, он написал о поэтесс Элаизе Пашкевич. Она умирает, в последний день проносится вся ее жизнь. Этот спектакль дорог мне еще тем, что играла вместе со Стефанией Станютой, Дубашинским, Ткаченком. - По-вашему, истинный диалог актера с режиссером - это - Режиссер прежде всего должен идти от актера, видеть нужные качества, развивать их и незаметно подводить к тому, чего хочет. Не люблю, когда тебя втискивают в свои какие-то придуманные рамки. И еще: когда чувствуешь, что режиссер тебя любит, ты готов и горы свернуть, только тогда раскрываешься полностью. Мне в этом плане повезло, я работала с режиссерами, каждый из которых меня обогащал, с которыми у нас было взаимопонимание. Сегодня мне нравится работать с Натальей Олеговной Башевой (главный режиссер ТЮЗа - прим. автора). Она понимает меня, я - ее. Это тот случай, когда видишь: режиссер тебе действительно доверяет, ценит тебя. И любит (улыбается). Наталья СТАСЬКО, ведущий редактор литературно-драматургической части Белорусского республиканского театра юного зрителя Первоисточник: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Лариса Горцева - Багира, Баба Яга, Лиса, злая царица, Любка Шевцова, Маша из "Чайки"
Более 170 ролей в театре.
|
|