Санкции, о которых едва не забыли
Санкции, о которых едва не забыли
Срок действия визовых и финансовых санкций ЕС в адрес белорусских чиновников заканчивается 10 апреля. Решение об их продлении не принималось до последнего момента. Мария САДОВСКАЯ Продление санкций — процедура, для осуществления которой вовсе не обязательно ждать окончания их срока: достаточно проанализировать прогресс в отношениях между ЕС и Беларусью за минувший год. В 2007 г. Совет ЕС принял решение о продлении санкций за три недели до их истечения. Похожим путем должны были развиваться события и в этом году. В предварительной программе встречи министров иностранных дел ЕС на 10 марта 2008 г. в повестке дня был вопрос о продлении санкций на очередной год. Однако в марте о нем "забыли". В пресс-службе Совета Евросоюза — структуры, отвечающей за меры такого рода, — вечером 4 апреля еще не знали, будут ли продлены санкции в адрес белорусских официальных лиц на очередные 12 месяцев. "Решение об этом будет принято не ранее понедельника", — сообщили там корреспонденту "БР". В евроструктурах редко бывают случайные провалы памяти. По-видимому, умолчание пункта о санкциях было частью переговоров Минск — Брюссель, которые до последнего времени велись в атмосфере нарастающего взаимопонимания. Так, еще 7 марта заместитель министра иностранных дел РБ Валерий Воронецкий в Брюсселе подписал с еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер документ, дающий право открытия в Беларуси офиса Еврокомиссии, а в течение нескольких недель до этого официальный Минск одного за другим выпускал названных Западом политическими заключенными политиков. Белорусской власти дали шанс показать, что она "заслуживает" более теплого к себе отношения. И этот шанс был упущен как минимум трижды: во время разгона демонстрации в честь Дня воли 25 марта, обысков в квартирах независимых журналистов 27 марта и, наконец, после отказа дочерям А. Козулина в просьбе о смягчении наказания их отцу. Евросоюз дал понять, что не собирается закрывать на это глаза. "Я тем более встревожена произошедшими событиями, так как недавно мы могли наблюдать некоторые положительные шаги со стороны белорусских властей, в том числе освобождение пятерых из шести политических заключенных, открытие представительства Еврокомиссии в Минске, — заявила после событий г-жа Ферреро-Вальднер. — Окончательное освобождение всех политических заключенных, включая Александра Козулина, и прекращение преследования гражданского общества — это те конкретные меры, которые позволят нам ступить на путь нормализации наших отношений". 31 марта эту же точку зрения высказала страна — председатель ЕС, Словения. Тем самым ЕС фактически подтвердил мнение, высказанное заместителем госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Дэвидом Креймером в интервью ряду белорусских СМИ: "Белорусское правительство стоит перед выбором: улучшить отношения с Западом или продолжать держать в тюрьме Александра Козулина". Чего следует теперь опасаться белорусской стороне? Вряд ли введения неких дополнительных санкций. Существующий набор инструментов, находящихся в распоряжении Евросоюза, далеко не так безобиден, как его пытаются представить в сравнении с американским. (Окончание на 6-й странице.) (Окончание. Начало на 2-й странице.) Наиболее известна часть решения Совета ЕС, касающаяся визового запрета для около 40 белорусских чиновников. Запрет на въезд либо транзит через страны — члены ЕС распространяется на "лиц, ответственных за исчезновение 4 известных персон в 1999-2000 г. и дальнейшее недостаточное расследование этих случаев... фальсификацию выборов и референдума в Беларуси 17 октября 2004 г. и 19 марта 2006 г., а также за... преследование демократической оппозиции и нарушение прав мирных демонстрантов". Въезд этих персон на территорию ЕС разрешен лишь в случае участия во встречах под эгидой ООН, ОБСЕ и ряда других международных организаций. Меньше вспоминают о том, что одновременно с запретом на въезд были введены и конкретные финансовые ограничения. Между тем, как утверждается в решении Совета ЕС, "все средства, а также экономические объекты, контролируемые лицами, ответственными за нарушение международных избирательных стандартов президентских выборов и преследование оппозиции, а также физическими или юридическими лицами, предприятиями или структурами, ассоциированными с ними, должны быть заморожены". Исключение могут составлять лишь средства, обеспечивающие "базовые нужды" членов семей указанных чиновников, например покупку еды и лекарств, уплату налогов, аренду жилья. Как визовые, так и финансовые санкции обязались применять не только в ЕС. Среди стран, подписавшихся под решением, есть и Хорватия, Македония, Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Важной особенностью применяемых санкций является их гибкость. Как утверждается на сайте Совета Евросоюза, список лиц, охваченных и визовыми, и финансовыми санкциями, может изменяться в любой момент в зависимости от прогресса или регресса в отношениях между ЕС и Беларусью. Так, в октябре 2006 г. он был расширен до 42 человек, включив в себя председателей областных ЦИК, прокуроров, судей и ряд других лиц, которые, по мнению международных структур, непосредственно отвечают за нарушение избирательных стандартов в Беларуси. Именно принцип гибкости позволил заговорить в начале нынешнего года о возможном сокращении списка охваченных санкциями государственных деятелей. Судя по всему, даже после мартовских событий Евросоюз готов был ждать до последнего. И это "последнее" наступает в понедельник, 7 апреля, когда Совет ЕС решит, продлевает ли он ограничительные меры в адрес белорусских чиновников. Откладывать уже некуда: если дожидаться встречи министров 28-29 апреля в Люксембурге, то весь "список невъездных" уже в четверг может спокойно отправиться в 2-недельный отпуск в любую точку Евросоюза и снять там — в случае, если таковые имеются, — средства с размороженных счетов. Скорее всего, в ближайшие дни будет принято решение о переходном периоде продленных санкций. После чего нужно будет определиться с их реальными продолжительностью и интенсивностью. Причем речь, вероятно, пойдет не столько о введении Евросоюзом новых санкций, сколько о том, как и надолго ли будут продлены нынешние, а также как их будут трактовать. В частности, какие "предприятия или структуры" Евросоюз начнет считать "ассоциированными" со списком белорусских чиновников и входит ли в них "Белнефтехим". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Срок действия визовых и финансовых санкций ЕС в адрес белорусских чиновников заканчивается 10 апреля. Решение об их продлении не принималось до посл
|
|