Вода живая и мертваяС 3 марта в нашей стране ужесточились требования к производителям бутилированной воды: они лишились возможности обрабатывать продукцию путем хлорирования. По оценкам экспертов, новые правила скажутся на 70% рынка (около 70 млн. USD) — именно такова доля товара, получаемого через трубопроводы и впоследствии очищаемого. Теперь подобный продукт на прилавках магазина не появится. Об особенностях введенных ограничений, а также нынешних перспективах отечественных производителей мы расспросили директора УЧП «Дарида» Инессу БУРШ. — Какие предприятия пострадают от изменений? — Новые требования СанПиН (гигиенические требования к питьевой воде, расфасованной в емкости, утверждены постановлением Минздрава от 29.06.2007 № 59) ударили по компаниям, использовавшим в приготовлении продукции коммунальные системы водоснабжения. В ход шла следующая схема: вода доводилась до состояния дистилляции, далее ее обрабатывали хлорсодержащими реагентами, а после очищали с помощью фильтров с активированным углем. Столкнулись с проблемами и предприятия, использующие иные способы очистки. В частности те, кто для удаления солей задействовал процесс обратного осмоса (система очистки, при которой воду пропускают под давлением через мембрану, задерживающую растворенные в жидкости вещества). Ныне Госстандартом по СТБ-1100 предписано указывать на этикетке химический, минеральный состав воды, технологию производства и метод обеззараживания. — Каков выход для компаний из создавшегося положения? — В стране, богатой артезианскими источниками, есть все возможности удовлетворить потребности населения в действительно качественной воде. Правда, это потребует значительных капиталовложений измеряемых в миллионах EUR. Чтобы добраться до ресурсов, необходимо преодолеть песчаные отложения с валунами и галькой, а также известковые отложения. Только после углубления в недра на 250 и более метров можно рассчитывать на начало эксплуатации подземных пресных ресурсов. Не готовые к таким тратам будут вынуждены усовершенствовать систему очистки и контроля за качеством. Впрочем, найдутся и те, кто прекратит хозяйственную деятельность. Такая участь постигнет мелких производителей, не имеющих свободных средств для модернизации. Замечу, новые правила пока не успели видоизменить ситуацию в отрасли. Об окончательном влиянии введенного запрета на хлорирование можно будет говорить через 2-3 месяца, когда станет ясна степень адаптации предприятий к нынешним условиям. — Кто является сейчас лидерами рынка питьевой воды? — Основными поставщиками являются местные производители: «Дарида», «Трайпл», «Фрост», «Кока-Кола». На долю отечественных компаний совокупно приходится порядка 90% всех продаж в нижнем ценовом сегменте (несмотря на более чем доступную стоимость, по качеству наш продукт находится на уровне самых дорогих из присутствующих в стране марок) и около 70% рынка. В среднем сегменте (15-20%) между собой спорят «БонАква» и «АкваМинерале». Верхний отдан на откуп дорогим импортным брэндам — «Реrriеr», «Vittеl», «Соntrех» (не более 5%). Ежегодно количество потребителей питьевой воды в Беларуси увеличивается. За 2007 г. рост составил около 20%. Положительная для нас тенденция должна сохраниться и в будущем. Оптимизм основан на том, что в западных странах объем потребления бутилированной воды и минералки составляет порядка 100 л в год, в нашей стране он равняется всего 5 л. — Не приведет ли нынешняя ситуация к засилью иностранных компаний? — За 2007 г. «Дарида» произвела более 100 млн. бутылок (60% пришлось на минералку и бутилированную воду). Т.е. где-то по 1 л воды на каждого жителя в месяц. Учитывая последующую активизацию в бурении новых скважин другими компаниями, уверена, что совместными усилиями мы сможем покрыть образовавшийся дефицит без активного задействования импортной продукции. Благо внутренние возобновляемые резервы Беларуси сделать это позволяют, а разведанные месторождения минеральных вод используются незначительно, где-то на уровне 10%. — Инесса Мироновна, насколько в нынешней ситуации актуальна помощь производителям со стороны государства? — Мы ратуем за невмешательство властных структур в частный бизнес. Конкурентоспособная продукция без дополнительных мер сумеет найти своего покупателя не только в Беларуси, но и за рубежом. Например, наше предприятие, отгружая 14% выпускаемой продукции в Прибалтику, занимает 6% тамошнего рынка. Главное, чтобы нам не мешали развиваться. Из ограничивающих деятельность выделю постановление Совмина об обеспечении переработки 30% используемых пластиковых бутылок. В случае невыполнения требований мы вынуждены выплачивать за каждую тонну по 400 USD штрафа. Считаю такие цифры завышенными, ведь в странах ЕС в этом году надеются достичь отметки только в 22,5% переработки. Вызывает озабоченность количество контролирующих органов. Ежегодно на наших производственных мощностях проходит более 40 проверок. Значительно осложняет работу и политика ценообразования. Из-за невозможности поднять цену более чем на 0,5% в месяц (при значительном подорожании энергоносителей) рентабельность продукции «Дариды» в этом году упала на 16%. Соответственно, оказались потеряны средства, которые могли быть инвестированы в развитие производства и раскрутку товара. Подобное положение ведет к тому, что в выгоде остаются компании, имеющие долю иностранного капитала, — СП могут выставлять «ценник» исходя исключительно из собственных расчетов. Отметим также, что только в этом году стоимость рекламы на ТВ поднялась на 20-30%, наружная реклама подорожала более чем на 10%. Это дополнительные расходы — чтобы «засветить» новый продукт потребуется минимум 400 тыс. USD. Всего на рекламные компании «Дарида» ежегодно тратит порядка 200 млн. Br. — Каков пороговый вход в бизнес? — Несмотря на появившиеся свободные ниши, отвоевать место под солнцем крайне сложно. Фактическое банкротство «Вейнянского родника» служит тому наглядным свидетельством. Новый игрок должен подойти к организации дела очень серьезно. Просто пробурить скважину и разливать минералку в бутылки в нынешних реалиях бесперспективно. Обстоятельный подход требует организации крупного производства, достаточных оборотных средств, развитой дилерской сети. Всего для создания структуры, подобной «Дариде» (с 60 наименованиями продукции удерживаем 30% белорусского рынка), понадобится порядка 20 млн. EUR. Одна линия розлива обойдется минимум в 1 млн. EUR (у предприятия 5 подобных линий). Дополнительные расходы повлекут затраты на вспомогательные работы и оборудование (бурение, выдув бутылок, организация цехов). Только вложив значительные средства, можно реально рассчитывать на успешную конкуренцию с нынешними лидерами белорусского рынка. Работать за рубежом еще сложнее. Стоимость входа в крупные российские торговые сети колеблется в районе 100-200 тыс. EUR. Отечественный бизнес недостаточно силен, чтобы выдержать такие затраты. Банки такие крупные кредиты не выдают. Поэтому, появления конкурентов мы не ожидаем. Хотя выпуск питьевой воды — дело перспективное. В будущем, по мнению аналитиков, в мире возникнет дефицит качественной воды, что повлечет рост цен в течение 10 лет приблизительно в 5-6 раз. Беседовал Антон БОЙКО Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Запрет на хлорирование изменяет рынок питьевой воды
|
|