МАРЖА ПОПЁРЛА
Маржа попёрла
Либерализуется белорусский фондовый рынок Максим ЖБАНКОВ, Андрей ФЕДОРЧЕНКО http://www.belgazeta.by/20080421.16/020321401 В Беларуси все делается очень медленно, но верно. 14 апреля 2008г. президент решил, что страна (вместе с населяющими ее жителями) созрела для полноценного фондового рынка, и издал декрет N7 о поэтапной отмене запретов на свободное обращение акций в течение ближайших трех лет. Случившуюся задержку с мораторием на приобретение госсобственности замминистра экономики Олег Мельников объяснил «Интерфаксу» так: выжидали, чтобы «приобретенная физлицом на льготных условиях госсобственность не уходила за бутылку водки». И это по-отечески мудро. Впрочем, многие были согласны обменять именные бумажки под названием чеки «Имущество» по госрасценкам - на $150-200. Но государство запретило подобный вид обмена. Новый декрет также не предоставляет гражданам тех возможностей, которые по своему потенциалу соответствовали хотя бы российскому ваучеру. Ни по суммам выкупа, ни по экономическому качеству объектов инвестирования. Между тем в России начала 90-х каждый решал сам: пропить ваучер, инвестировать в МММ или в «Газпром». Так, по данным Госкомимущества, под мораторий на отчуждение акций попадало 0,54% общего объема эмиссии ценных бумаг. Исходя из этого, их стоимость на фондовом рынке может единовременно увеличиться на Br92 млрд. (или на $43 млн. в эквиваленте), что меньше 1/10 стоимости такого, например, предприятия, как «Белшина». Эта цифра очень красноречиво показывает масштаб грядущего оживления на рынке акций, а заодно иллюстрирует их качество и привлекательность для потенциальных инвесторов. Поэтому надеяться на резкий рост фондового рынка за счет вовлечения новых акций пока не приходится. Декрет N7 просто облегчает жизнь белорусскому руководству, которое давно уже хотело отказаться от денежной компенсации по чекам «Имущество». Но спасибо тем депутатам ПП НС, которые не позволили правительству отказаться от долга по этим высокоценным госбумагам. Вот и пришлось власти выдумывать, как уменьшить свои обязательства перед народом. Для чего и отменили мораторий на обращение акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, пообещав поэтапно расширить предложение этих ценных корпоративных бумаг согласно утвержденному графику. 1 июня 2008г. на рынок обещают выбросить акции тех ОАО, где доля государства в уставных фондах или вообще отсутствует, или составляет более 75%. Ни в первом, ни во втором случае власть ничем не рискует. Первая категория предприятий, очевидно, не представляет экономического интереса для государства. Иначе оно уже давно бы прибрало их к рукам. Например, в обмен на предоставленные кредиты. Но целесообразность даже такого рода инвестиций для государства - финансовое бремя. Вот власть и дает возможность потешиться широким массам: спустить именные чеки «Имущество», пылящиеся в сундуках без всякой надобности. К тому же в перспективе народ сможет потратить часть накопленных сбережений на миноритарный пакет акций фактически государственных и неэффективных бывших советских предприятий, профинансировав на паях их модернизацию и, следовательно, будущее процветание. Инвесторам из народа, вошедшим во вкус процесса укрепления финансовой базы национальной индустрии, предлагается дождаться второго этапа. Он начнется 1 января 2009г., когда отменят ограничения на отчуждение акций акционерных обществ с долей государства свыше 50%. Акции АО, «обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики», не будут выпущены в свободный рыночный оборот до 1 января 2011г. Но «стратегически значимый» не синоним термину «эффективный». В этом легко убедиться, вспомнив о «Белтрансгазе», акции которого активно приобретает «Газпром». Итоги деятельности открытого акционерного общества совместного газотранспортного предприятия, созданного «Газпромом» и «Белтрансгазом», есть великая тайна. Финансовых отчетов, опубликованных эмитентом в открытой печати (хотя бы раз в год, не говоря уже о квартале), пока нет. Зато есть упреки в разбазаривании якобы бесценного национального достояния со стороны белорусской оппозиции и финансовые претензии со стороны российских властей.Увы, ни того ни другого явно недостаточно для оценки целесообразности произведенных инвестиций в акции самого стратегически значимого предприятия даже для профессионального участника фондового рынка. Декрет дает всем гражданам страны дополнительный шанс принять участие в приватизации национального достояния. Например, экс-единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич как патриот может теперь обменять 78 приватизационных чеков «Имущество», принадлежащих ему, на какие-нибудь отечественные акции и преградить путь российскому капиталу. Но лучшие предприятия власти не собираются выставлять на открытую продажу. К тому же играть на фондовом рынке всем предстоит втемную. Непрозрачность белорусского фондового рынка - существенный недостаток. Так же, как и массовый непрофессионализм потенциальных белорусских инвесторов из числа физлиц. И не стоит обольщаться публичными заявлениями членов правительства об умопомрачительном потенциале роста стоимости акций предприятий. При всех недостатках белорусской статистики рентабельности она все же красноречивее, а главное, значительно полезнее заявлений официальных лиц, которым по должности не пристало говорить печальную правду о состоянии дел на предприятиях. В 2007г. в стране лишь восемь отраслей имели рентабельность выше средней по экономике: нефтедобывающая промышленность (32,1%), химическая промышленность (27,6%), приборостроение (23,6%), нефтехимическая промышленность (19,3%), медицинская (17,1%), автомобильная (15,5%), полиграфическая промышленность (15,3%), тракторное и сельхозмашиностроение (15,2%). Остальные отрасли довольствуются уровнем рентабельности, который в 1,5-2 раза меньше процентов, получаемых физлицами по банковским депозитам. Однако богатые белорусские предприятия вынуждены помогать своим неимущим братьям по бизнесу через бюджетный механизм перераспределения прибыли. Поэтому никакие официальные статистические данные об общих уровнях рентабельности не являются гарантией выплаты дивидендов в соответствующих размерах. Даже в тех случаях, когда речь идет о соблюдении прав крупных иностранных акционеров вроде «Газпрома». Но этот монстр может хоть как-то защитить свои интересы. Мелким акционерам из числа жителей страны, решившим побаловаться с акциями предприятий вместо депозитов, пока обеспеченных госгарантиями, придется уповать только на удачу и высшую справедливость. В равной мере это правило распространяется и на потенциальных инвесторов средней категории, обладающих суммой от $100 тыс. и более. Хотя понять, почему эта публика, имея подобные деньги, в 2005-06гг. не вложила их в акции высокодоходных российских предприятий, трудно. Ведь для этого существует бесчисленное множество управляющих компаний российских паевых инвестиционных фондов. Может быть, из патриотических соображений дожидались отмены моратория в Беларуси? Но в таком случае можно уже сегодня организовать новый экспортно-ориентированный бизнес на очень свободном экономическом пространстве страны… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Беларуси все делается очень медленно, но верно. 14 апреля 2008г. президент решил, что страна (вместе с населяющими ее жителями) созрела для полноцен
|
|