АВТО, ПАЛЬТО И ДОЛОТО
Авто, пальто и долото
Особенности потребления 2007г. Александра РОМАНОВА http://www.belgazeta.by/20080421.16/040155261 В 2007г. у многих домашних хозяйств были поводы для радости в связи с покупкой одежды, ремонтом квартиры и приобретением нового автомобиля. Приятным сюрпризом было сокращение доли расходов на продукты питания, еще большим подарком - неувеличение расходов на ЖКУ. За все это заплатили Россия, белорусский бюджет и реальный сектор. Особенностью потребления 2007г. стал взрывной рост расходов на покупку одежды. В 2006г. в потребительских расходах одежда составляла 6,1%, а в 2007г. - 9,1%. Такой скачок по одной из статей расходов не имеет аналогов. В 2006г. 94,1% семей декларировали расходы на одежду и тратили на нее $21 в месяц. В 2007г. 97,3% семей тратили на одежду $36,9 в месяц, на 75,7% больше. За 2007г. емкость рынка одежды выросла в 1,8 раза, составив $1,6 млрд. Белорусский легпром оказался не готов к такому взрывному росту спроса. Поэтому белорусы потратились в основном на импортную одежду. Вторая потребительская мания белорусов в 2007г. - услуги связи, включая мобильную. Доля расходов на нее увеличилась на 0,8% и составила 4,8% потребительских расходов. В 2006г. 92,4% семей тратили на связь $14,2 в месяц. В 2007г. 94,3% домашних хозяйств платили за свое желание общаться $20,1, или на 41,7% больше. Сотовая связь и интернет-услуги выкачали из карманов граждан почти $850 млн., на 43,5% больше, чем в 2006г. Третьей потребительской страстью домашних хозяйств в 2007г. стали автомобили. Доля расходов на содержание личного транспорта выросла с 4% в 2006г. до 4,8% в 2007г. По сравнению с 2003г. эта доля вообще удвоилась. В 2006г. 43% семей ежемесячно тратили на эти цели $26,2. В 2007г. 44,5% семей тратили $36, на 37,4% больше. Емкость данного сегмента рынка увеличилась с $504 млн. в 2006г. до $714 млн. в 2007г., на 41,7%. Питание вне дома медленно, но уверенно приобретает популярность. Доля этих расходов увеличилась на 0,2%, до 2,3%. В 2006г. на эти цели 47,6% семей ежемесячно тратили $14,4. В 2007г. уже 49,6% домашних хозяйств ежемесячно тратили на кафе, рестораны и столовые $17,9. В целом по стране емкость этого сегмента рынка выросла с $306 млн. до $397млн., на 29,7%. Особая категория расходов - строительство и покупка недвижимости. В 2006г. только 6,9% домашних хозяйств (256,2 тыс.) декларировали данный вид расходов. Представители этого «среднего класса» ежемесячно тратили на свое жилье $79,6. Емкость рынка составила $244,7 млн. В 2007г. отмечен взрывной рост количества семей, потратившихся на эти цели, - 36,6%. В 2007г. 1,36 млн. семей тратили на эти цели $51,8 на семью в месяц, или $845,4 млн., т.е. 3,5 раза больше. В 2007г. 57% семей делали небольшие сбережения и вклады на будущее. Размер ежемесячных расходов на эти цели составил $42,8. В 2006г. таких хозяйств было 53,3%. Они инвестировали в свое будущее $35,2 в месяц. Стабильной остается доля домашних хозяйств, покупающих инвалюту. В 2006г. таких семей было 17,9%. Они декларировали покупку валюты на $284 млн. (в 2007г. таких семей было 16,4%, а объем купленной ими валюты составил $328 млн.). Главной позитивной для семейных бюджетов новостью стало резкое снижение доли ЖКУ в потребительских расходах. В 2006г. она составляла 8,8%, а в 2007г. - 7,4%. Для сравнения: в 2003г. данные расходы составляли 11,1%. Правда, в 2006г. в структуре затрат была только статья «жилищно-коммунальные услуги». Расходы по ней составляли 8,8%. В 2007г. появилась статья «расходы на жилье». Расходы по ней - 9,9%, 7,4% из них пришлось на ЖКУ. Так что если сравнивать «расходы на жилье» 2007г. с ЖКУ 2006г., то доля расходов увеличилась на 1,1%. Если же брать только ЖКУ, получится сокращение на 1,4%. Стабильной остается статья расходов на личные подсобные хозяйства. В 2007г. в своем бюджете ее имели 71,1% семей. Ежемесячно они тратили на эти нужды $10,9. В 2006г. эти показатели составляли соответственно 72,6% и $9,5. Несмотря на все запреты, стабильным остается число семей, которые тратят деньги на алкоголь и сигареты. В 2007г. 81,2% домашних хозяйств ежемесячно тратили на алкоголь $11, в 2006г. ежемесячные траты составляли $9,6. Покупку сигарет декларировали 47,6% семей, тративших на этот товар $11,3 в месяц (в 2006г. - соответственно 48,8% и $9,1). Доля услуг здравоохранения, образования, общественного транспорта, культуры, спорта и отдыха находятся в пределах 3%. В 2007г. больше домашних хозяйств (32% всех семей) стали покупать мебель. В целом ежемесячные денежные расходы среднестатистического домашнего хозяйства Беларуси составили $494. Все семьи Беларуси в 2007г. потратили $22 млрд., что на 25,7% больше, чем годом раньше ($17,5 млрд.). Декларируемые белорусскими семьями денежные доходы составили $20,5 млрд. Получается, в 2007г. белорусы потратили на $1,5 млрд. больше, чем получили денежного дохода… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 2007г. у многих домашних хозяйств были поводы для радости в связи с покупкой одежды, ремонтом квартиры и приобретением нового автомобиля. Приятным с
|
|