Кто придет на смену Ульянову и Румянцевой?За последние пару лет мы потеряли множество советских кинозвезд. Причем так странно и печально сложилось, что уходят сразу два поколения - те, кто стал знаменитым в 60-е годы, и те, кто прославился в 80-е. С одной стороны - Михаил Ульянов, Михаил Кононов, Геннадий Бортников, Кирилл Лавров, Тамара Носова, Надежда Румянцева. С другой - Александр Абдулов, Наталья Гундарева, Любовь Полищук.
Кинозвезд, которых знала и любила вся страна, все меньше. И самое поразительное - им никто не приходит на смену. Есть, конечно, известные и хорошие актеры вроде Хабенского или Маковецкого, но заполнить вакуум, возникший после ухода великих мастеров, им не удается.
Почему?
Версия № 1
Знаменитостей стало слишком много
Нужны ли сегодня звезды? А как же! И в первую очередь даже не зрителям, а, например, продюсерам или журналистам. Когда выходит телесериал, главное - его продать. Для этого желательна приманка в виде звезды. Одни и те же актеры (вроде Хабенского или Пореченкова) просто не успевают везде сниматься да еще параллельно играть в театре. Система требует все новых вливаний свежей крови.
Проблем никаких: звезд в России сейчас делать очень легко. Какая-нибудь юная особа может прославиться за месяц только потому, что получила роль в 238-серийной «мыльной опере».
Молодых и прославленных в результате - море, но годятся они лишь для глянца и участия в программе «Кто хочет стать миллионером?».
Девальвация происходит страшная. Звезд делают на штамповочных машинах.
Версия № 2
Они не берегут лица
Даже если ты не девочка-припевочка, а серьезный актер, проблемы непременно возникнут. Когда один и тот же человек каждый вечер возникает в сериале, в субботу поет в шоу «Две звезды», а в воскресенье готовит омлет в кулинарной программе, ну какая это, к шуту, звезда?
При всей разнице между советским кинематографом и Голливудом было у них и что-то общее. Например, актеры берегли лица и не расходовали себя попусту. Чтобы стать настоящей звездой, нужно играть в обитателя Олимпа: я знаменит и неприступен, я показываю себя людям только по большим праздникам, а о моей личной жизни и о том, как я готовлю омлет, давайте сами догадывайтесь. Звезда должна дразнить и скрываться - только тогда люди начинают смотреть снизу вверх, с восхищением.
Советские кинозвезды блюли необходимую секретность, но скорее невольно: просто сама государственная система не поощряла «нездорового» интереса к гонорарам и личной жизни артистов. На телеэкранах они появлялись редко и говорили о серьезных вещах (мир во всем мире), а самое интересное было спрятано.
Сегодняшние звезды, даже те, кого можно назвать талантливыми актерами, развлекаются игрой «Каждой бочке затычка». Можете представить Тома Круза, ведущего программу типа «Кулинарный поединок»? А Михаил Пореченков ничего, согласился. Он не стал от этого хуже играть, но трудно вообразить человека, который купит билет на фильм из-за того, что Пореченков исполнил в нем главную роль. От него и так, получается, спасу нет.
Версия № 3
А откуда им, звездам, взяться?
С другой стороны, Пореченков ведь тоже хочет жить хорошо. А 20 миллионов долларов за роль, как Тому Крузу, ему никто не даст, разве только телевизионщики подкинут несколько тысяч.
Студию Paramount и «Мосфильм» в свое время объединяло такое понятие, как «киноиндустрия». И там, и здесь были мощнейшие бетонные платформы, на которых, собственно, и снималось по 300 фильмов в год. Из них шедеврами или хитами становились максимум десять, но остальные 290 тоже были необходимы. Сейчас Голливуд продолжает работать по этой схеме, и актеры не бедствуют. А у нас эта платформа исчезла.
Никакого ренессанса в отечественной киноиндустрии пока не случилось. Из сотни российских фильмов, вышедших в прошлом году, окупились, если я не ошибаюсь, три. Допустим, лет через десять все устаканится, но пока это лихорадка, хаос, большой взрыв.
Чтобы актера полюбили, он должен сняться в фильме, который не только все посмотрят, но и полюбят все. Сколько вы можете назвать таких фильмов? В этой киносвистопляске даже у очень хорошего актера просто не получается хорошо нарисовать образ героя. А звезда - это всегда герой.
Вот Брюс Уиллис и Надежда Румянцева: так вышло, что оба в свое время снялись в фильмах под названием «Крепкий орешек». Первый сыграл полицейского, который готов босиком ходить по битому стеклу, лишь бы спасти невинных людей от террористов. Вторая - в одноименной советской комедии исполнила роль бойкой девицы, грозы фашизма. Оглядитесь: и голливудские, и советские звезды в основном всегда играли хороших людей, разными способами делавших мир лучше. Их персонажи срывают какой-нибудь заветный план Гитлера, уничтожают злодеев или в крайнем случае (если речь о дамах) умягчают сердца конченых циников, а зритель смотрит и млеет.
Российское кино подобные сюжеты сейчас воспроизводит, но с кошмарной топорностью. Абсурдная Заворотнюк в роли офицера ФСБ раскрывает абсурдный заговор в «Коде апокалипсиса». Нелепые «Господа офицеры» отправляются спасать императора, но сопереживать им не получается ни секунды...
Наверное, для того чтобы появились герои и звезды, должны измениться страна и мироощущение живущих в ней людей. Ну а тут, как говорили в «Графе Монте-Кристо», остается лишь ждать и надеяться.
Денис Корсаков готов продолжить дискуссию на сайте.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Старые звезды умирают, а новые не появляются. Обозреватель «КП» пытается понять, почему так происходит
|
|