РАССУДКУ ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ…
РАССУДКУ ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ…
Вы можете себе представить, уважаемый читатель,военачальника, который, проведя наступательную операцию, усадил бы за стол начальника штаба и приказал ему разработать план этой операции? Или капитана морского судна, который, придя в порт назначения, дал бы указание штурману проложить курс корабля? Нелепость, скажете вы, такого быть не может. То, что нелепость, согласен. А вот что быть не может —с этим можно и поспорить. Доказательство тому — международный научный конгресс «Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития», который планируется провести на базе Минского лингвистического университета 14-16 мая текущего года. Вот уже почти полтора десятка лет мы реформируем нашу образовательную систему. Разработали и направили в учебные заведения для внедрения образовательные стандарты. Приняли закон о высшем образовании. И после всей этой многотрудной и хлопотной работы организуем международный конгресс, цель которого, как заявлено в его программе, обсудить актуальные проблемы университетского образования, его совершенствования и обновления, выработать соответствующие рекомендации. Не кажется ли вам, что если согласиться с заявленной целью конгресса, то он несколько запоздал, а потому и коэффициент его полезного действия вполне будет сопоставим с коэффициентом полезного действия паровоза Черепанова? Понимали ли это в Министерстве образования? Понимало ли руководство Минского лингвистического университета? Думаю, что понимали, не могли не понимать. А если так, возникает законный вопрос: какова не рекламируемая, а истинная цель настоящего форума? Ответ напрашивается сам собой: легитимировать задним числом проведенную реформу, санкционировав ее авторитетом научного конгресса педагогической общественности, которая до сих пор от нее была фактически отстранена. Что ж, для такой цели можно пойти и на дополнительные финансовые затраты, приплюсовав их к тем миллиардам рублей, которые уже пущены на ветер. К тому же, это еще и прекрасный случай апробировать тематику очередного потока докторских и кандидатских диссертаций по педагогике и методике. В нашей Конституции записано, что Республика Беларусь — правовое государство. А это значит, что органы ее государственной власти осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Законом. Деяния, совершенные в нарушение Закона или в обход Закона, квалифицируются законодателем как нелегитимные и подлежат соответствующей юридической оценке. Подписи Беларуси под Болонскими соглашениями, в соответствии с рекомендациями которых осуществлялась реформа образования, насколько мне известно, нет. Никаких законодательных актов, которые декретировали бы демонтаж существовавшей в республике образовательной системы, принято не было — ни Национальным собранием, ни президентом страны. Закон об образовании от 29 октября 1991 года такой задачи не ставил. Ссылки Министерства образования на правительство не могут быть приняты во внимание. Правительство — исполнительный орган. В качестве такового оно наделено лишь правом законодательной инициативы. Подзаконные акты правительства издаются им во исполнение законов, а не вопреки законам, взамен законам или в обход законов. Еще в меньшей мере могут быть приняты во внимание какие-то парламентские посиделки или ведомственные инструкции, на которые также ссылается министерство. Мы можем, таким образом, констатировать, что новации, навязываемые все эти годы Министерством образования учебным заведениям, носили антиправовой, волюнтаристский характер. Последнее хотелось бы отметить особо. Ибо эта порочная волюнтаристская практика, этот «администраторский восторг», как называл такую практику Салтыков-Щедрин, похоже, сама уже стала принимать в системе нашего образования характер закона. Последний пример — возня с изменением условий заключаемого работниками вуза контракта. Перейдем к содержанию реформы, ее методологии и результатам. Есть внутренняя логика, присущая любой форме человеческой деятельности. Она, деятельность, во-первых, должна иметь четко осознаваемую цель, ибо как таковая не несет цели в себе, не может быть самоцелью. Во-вторых, должны быть столь же четко определены средства, ведущие к реализации поставленной цели, ибо если эти средства будут неадекватными, цель окажется не реализованной. Было ли соблюдено реформаторами это элементарное методологическое требование? Нет, оно было грубо нарушено. Белорусская общественность до сих пор так и не услышала ничего вразумительного, чем плоха была старая система образования, что подлежало в ней реформированию и как. Ничего вразумительного не услышала общественность и на предмет того, к каким позитивным результатам приведут предлагаемые реформаторами новации. Все разъяснения реформаторов свелись, в сущности к одному: Беларусь должна привести свою образовательную систему в соответствие с «общеевропейскими стандартами». В связи с этим позволю себе парочку вопросов. Вопрос первый: из чьего пальца и кем высосаны эти «общеевропейские стандарты» и всеми ли европейскими странами они приняты? Вопрос второй: почему побудительным мотивом реформирования стало не повышение качества образования, а желание следовать последней европейской моде? Безотносительно к тому, что мы получим в итоге — выигрыш или проигрыш? Речь ведь идет не о фасоне мужского пиджака или женского платья, а о проблемах, затрагивающих жизненно важные для нации и страны интересы. Одним из аргументов, причем чуть ли не главным, если не единственным, в доказательство необходимости реформы было то, что унаследованная нами от советских времен система образования была идеологизирована. Сегодня, когда значение идеологии для жизнеспособности государства наконец осознано и осознано, прямо надо сказать, не благодаря профессионализму ученых-обществоведов — их многомудрые фолианты по идеологии наводнили книжные прилавки лишь после того, как последовало официальное указание, — а исключительно благодаря политической проницательности президента А.Г.Лукашенко, разговоры на эту тему поутихли. И совершенно напрасно. Ибо, ведя разговор о реформе образовательной системы, нельзя обходить вопрос: а каков ее идеологический эквивалент? Или, говоря по-другому, на каком идеологическом фундаменте она покоится? Отвечает ли национально-государственным интересам Беларуси или преследует какие-то иные цели? Уже ни для кого не является секретом, что болонские рекомендации разработаны в русле идеологии и политики глобализации, имеющей своей конечной целью ликвидацию наций и национально-государственных границ, превращение человечества в роботизированную биомассу, а мирового политического ландшафта — в «единое экономическое пространство», на котором господа гобсеки и шейлоки станут заключать свои спекулятивные сделки. Поэтому, прежде чем следовать болонским предписаниям, необходимо дать себе полный отчет в том, в наших ли национально-государственных интересах такая глобализация по-ковбойски? Создается впечатление, что реформаторам даже в голову не приходило задаваться подобного рода вопросами. Но, может быть, я возвожу на наших реформаторов напраслину? Увы, это не так, и вот официальное тому подтверждение. Есть все основания утверждать, что в основу реформирования нашей образовательной системы были положены материалы международной конференции «Интернационализация высшего образования Республики Беларусь в контексте расширения Европейского Союза», проведенной на базе Европейского гуманитарного университета. Думаю, сегодня уже нет необходимости особо распространяться, что представляла собой контора, возглавлявшаяся академиком Михайловым, и каковы те функции, которые были возложены на нее так называемым «мировым сообществом». Но вот о сверхзадаче конференции пару слов сказать стоит. Прежде всего я должен констатировать, что ни о каком повышении качества образования на ней не было сказано ни слова. Мало того, конференция вынуждена была признать, что белорусская система образования «традиционно обеспечивает высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки выпускников вузов». Но если так, напрашивается вопрос: в чем же в таком случае смысл реформирования? Ответ мы находим в двух рекомендациях конференции, сформулированных следующим образом: 1) «меньшая идеологизация учебного процесса»; 2) Беларусь «могла бы стать экспортером интеллектуального ресурса для многих развитых государств при условии международного официального признания этого качества». Таким образом, истинная цель «интернационализации высшего образования в Республике Беларусь», как она вырисовывается из рекомендаций конференции, заключается в том, чтобы деидеологизировать образовательную систему Беларуси, превратив республику в поставщика интеллектуального ресурса для иностранных государств. Надо ли говорить, что подобная стратегия резко диссонирует с тем политическим курсом, который неоднократно был озвучен президентом. И в этой связи не может не возникать весьма пикантный вопрос: реализует ли Министерство образования во вверенной ему области политику главы государства или оно функционирует в автономном режиме, находясь в негласной оппозиции к этой политике? (Окончание следует) Валентин АКУЛОВ, профессор Минского лингвистического университета, доктор философских наук |
|