ТВОРЕЦ АРТ-ЛИЧНОСТИ
ТВОРЕЦ АРТ-ЛИЧНОСТИ
— Вы только посмотрите, какие смелые линии, какая гармония в цветовой гамме, — Ришард Май внимательно рассматривает работу четырехлетней Анечки. — Она ходит в детский сад? — Нет, — отвечает мама малышки. — Я так и думал, — одобрительно кивает головой художник Май. — Когда у детей нет стереотипов рисования — это здорово. Они рисуют так, как чувствуют, а не так, как их кто-то научил. Феномен студии Ришарда Мая Детская художественная студия Ришарда Мая существует уже 30 лет. За это время студия завоевала звание народной, детские работы студийцев покорили иностранных ценителей прекрасного, а в кругах искусствоведов сложилось такое понятие, как «феномен студии Ришарда Мая». Студия является дипломантом и призером многочисленных международных выставок и конкурсов детского творчества. Только в прошлом году она получила две золотые и одну серебряную медали. На каждом занятии к Ришарду Маю приходят 3—4 новичка. Всего же в студии занимаются около 100 ребятишек. В основном это дети от двух лет, однако есть среди студийцев и взрослые. В возможности раскрыть свою индивидуальность художник не отказывает никому. Кстати, обучение в студии — принципиально бесплатное. Особая методика приобщения ребенка к творчеству у художника Мая складывалась на протяжении многих лет. В студенческие годы Ришард Антонович (а учился он на факультете дизайна Белорусской академии искусств) вел изостудию при одном из домоуправлений. — Именно там все и началось, — вспоминает художник. — Вдвоем с приятелем готовили дворовых ребят к поступлению в художественные учебные заведения. Вскоре соседи стали просить нас поработать с совсем маленькими. Мы согласились, набрали в студию около десяти малышей, которым было не более пяти лет. Когда я понаблюдал за их работой с красками, моему удивлению и восторгу не было предела. «Дети не знают ни перспектив, ни пропорций, ни законов цветоведения, и, тем не менее, все у них правильно, все гармонично. Почему?» — спрашивал я у своего товарища. И тогда начались бессонные годы. Я все время пытался понять детскую душу, разгадать удивительные способности малышей. Феномен детской непосредственности Ришард Май изучает до сих пор, считая, что творчество ребенка — тончайшая вещь, к которой в нашем обществе, к сожалению, недостаточно серьезно относятся. Весьма неодобрительно отзывается Ришард Май о методиках преподавания в детских садах и школах: — Там наших детей все время поучают: рассказывают, что и каким цветом рисовать, объясняют, как надо и как нельзя. Это самая грубая ошибка в преподавании. Проявить индивидуальность в таких условиях ребенку очень сложно. Помню, когда я только начинал работать, мне принесли специальную программу, в соответствии с которой я должен был учить рисованию. Прочитав, дал себе слово: никогда больше не заглядывать в нее. Я не признаю карандашей и «стирок», я за свободу: дети должны смело брать в руки кисть и чувствовать радость от того, что делают. Хочешь помочь — не мешай |
|