Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Сказки про краскиМаксим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение». Встретились однажды на проспекте я — журналист без определенных занятий и старая знакомая — дипломированный дизайнер в поисках работы. Приятельница была возбуждена до крайности. Как выяснилось, она только что побывала на собеседовании в редакции одного бронебойного журнала. Разговор зашел об условиях труда и стороны уже почти договорились. Надо сказать, стояла жара. И стиль одежды практиковался вольный. В какой-то момент проводивший собеседование господин решительно встал из-за стола — и явил миру (но прежде всего — глазам озадаченной дамы) свой летний наряд: яркие спортивные трусы в виде... государственного флага Республики Беларусь. Сделка в итоге не состоялась. Окидывая пытливым взглядом отечественный пейзаж, все чаще замечаешь устойчивые сочетания красного и зеленого в самых неожиданных местах и по самым неожиданным поводам. Вот реклама местных витаминов: красные и зеленые капсулы в красно-зеленой коробке. Информационная листовка ансамбля «Хорошки»: тот же шрифт, та же гамма. Рекламируется, к слову, новая программа «Беларусы». На афише теннисного турнира парит красно-зеленая ракетка. Банк «Минск-Москва»: опять знакомые тона. А по стенам новой библиотеки темными вечерами скользит над головами прохожих огромный красно-зеленый стяг. В красно-зеленых магазинах «Беларускага абутку» между стеллажей бродят красно-зеленые продавцы. Универсам «Центральный» прикупил к зеленым зонтикам летней террасы красные стулья. С ним солидарно «Ваше лото». Про телеканалы и говорить нечего. На этом фоне наш евро-бой Руслан Алехно выглядит более чем скромно: он всего лишь сделал красно-зеленой обратную сторону обложки своего диска. Резкое сужение цветовой палитры нашего публичного быта, разумеется, никак не связано с перебоями в поставках ультрамарина, умбры или охры. Речь идет об агрессивной маркировке общественного пространства цветами власти. Цвет в одежде — код, фиксирующий принадлежность к конкретному сообществу. Или вызывающе неформатную индивидуальность. Цвет в рекламе — приманка для потребителя, способ выделиться в потоке продуктов. Цвета власти, напротив, формируют однородную среду глобальной лояльности. И воспроизводят не личный выбор, а коллективную зависимость. Точнее — стремятся воспроизводить. Поскольку красное с зеленым уже в момент своего появления в белорусском культурном поле было объективно обречено на неполноценный статус знаков «младшего брата». Символика советской республики изначально оказалась в тени сразу двух несоизмеримо более сильных цветовых посланий: красного полотнища новой империи и бело-красно-белых стягов Великого княжества Литовского. За первым стояли мощь репрессивной машины и идеологическая муштра, за вторым — правда исторического пути нации. Ни с тем, ни с другим красно-зеленый message тягаться не мог — ни прежде, ни теперь. Поэтому в ход идет проверенная техника опоздавшего пассажира, чудом попавшего в переполненный вагон метро: толкаться и работать локтями. Красное с зеленым работает в режиме вытеснения — не набирая собственный вес, а выжимая конкурентов. Ему трудно: у соперников (имперского и национального проектов) были идеи, победы, подвиги и герои. А здесь — только административный ресурс, ОМОН, «Евровидение» и футбол. Размалеванные красно-зеленые лица юных фанатов с дуделками — неважная замена боевой раскраске патриотов-шотландцев из «Храброго сердца». Картонная шпионская история про «Щит отечества» с позитивными героями в маечках «правильных» цветов не поможет сделать план отечественным производителям трикотажа. А пляски с красно-зелеными флагами на очередном добровольно-принудительном поп-шоу вряд ли делают честь обеим сторонам. Любопытно наблюдать, как у нас разворачивают пропагандистский патриотизм по московским схемам - при полном отсутствии самого предмета возможного возвеличивания. Для глобальных мобилизаций нужны глобальные сказки. У России они есть. У нашей власти (в ее наличном формате) — нет. И взять неоткуда — хоть объяви победу под Грюнвальдом личным достижением вождя нации. Проще раскрашивать пустоту, играя с палитрой. Например, снова вывести на улицы активистов БРСМ — раздавать прохожим красно-зеленые бантики. Или в рамках кампании «Купляйце беларускае!» не выпускать конкурентоспособный товар, а продолжить украшение «родных» ценников в гипермаркетах национальным орнаментом. Разумеется, в политически верных красно-зеленых тонах. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Максим Жбанков.
|
|