Назначенное при рождении имя Фома естественным образом заставило его всю жизнь проверять по книгам. Сначала художественная литература, потом природоведение и эзотерика, дальше философские и религиозные труды…
Фома неверующий
Мальчишка из большой семьи родился в маленькой деревушке Тресковщина Минского района. Мог стать священником, политическим деятелем, но стал актером, а позже - педагогом, профессором.
Фома Сильвестрович Воронецкий - купаловец, заслуженный артист - отмечен красотой античных героев и победителей. Высокий, подтянутый, с будто высеченными из мрамора правильными чертами лица, с убедительной неторопливой речью проповедника, на театральной сцене должен был стать героем из героев, этаким мессией для восторженных поклонников. Не захотел и не стал, потому что характер свой, как и творческую жизнь, выковал словно по Нагорной проповеди Иисуса. Христос советовал апостолам непременно сохранить чистое сердце и жаждать правды. В том театрально-киношном мире, куда вступил Воронецкий, с этими заповедями большая напряженка.
В Евангелии от Иоанна библейского Фому прозвали неверующим, потому что он не сразу поверил в воскресение Христа. Однако ему Христос завещал просвещать народ и все подвергать сомнению. Очень немного сведений оставили мудрые книги о жизни и деяниях одного из двенадцати апостолов - святого Фомы. Однако библейское имя оказалось для Воронецкого, несомненно, пророческим. Не всякому Господь дарует мудрость. Фоме Сильвестровичу дал ее от рождения.
Он и по сей день считается в своей среде энциклопедистом, мудрецом, книжником, редкой творческой личностью, способной ответить на любой вопрос. Потому что много учился и много задумывался… Учение-свет было понято как программа жизни, в которой все необходимо делать разумно и профессионально. Пожалуй, это разумное начало и определенный человеческий рационализм сильно помешали ему в творческой карьере.
Обладая большими познаниями и собственным мнением, артист Воронецкий плохо подчинялся режиссерам, особенно тем, что явно недотягивали до его интеллектуального уровня. Сомневающихся артистов не слишком любят. Легче и удобнее работать с послушным исполнителем. А тут слишком умный…
Иисус завещал апостолам стать странствующими проповедниками… Фома Воронецкий немало ездил и многое повидал. В трудовой книжке артиста маршрут мест постоянной работы довольно скуп: Минск - Витебск - Таллин - Калуга - Львов - Минск. Воронецкий как актер кино изъездил Украину, постоянно снимается в Киеве. Однако по бывшей советской стране поколесил.
Роли ему доставались сплошь праведные, исключительно положительные. Взять хотя бы театрализованные телепроекты о древней истории Беларуси! Там повсюду Воронецкий - и могущественный князь, и вещий старик, и повелитель, и пророк.
Впрочем, были исключения. В юношеское счастливое время работы в Национальном театре имени Якуба Коласа доводилось всякую мировую классику играть. Странно, что белорус с блестящим знанием родного языка и родной культуры, артист Воронецкий по своим внешним данным плохо вписывался в национальный репертуар. Не подходил он для изображения веселых хлопцев в лаптях, хотя и доводилось таких играть. В Витебском театре 1960-х годов серьезные классические произведения были как десерт. А все больше шли однодневки из современной, чаще колхозной, жизни.
Звездной ролью Воронецкого стал Раскольников из «Преступления и наказания» по Достоевскому. Его поколение тогда как раз Достоевского для себя открывало, зачитывалось им. Артисты-одногодки завидовали, потому что работа оказалась блестящей и заставила заговорить об артисте. Молодые поклонницы уже тогда ходили на Воронецкого в надежде, что красавец хоть и не замечен в пристрастии к светской жизни, но все же позволяет себе вольности. А он все с теми же христианскими принципами: завел одну законную жену, так и прожил с нею всю жизнь.
Позже Воронецкий тоже все больше играл классику, особенно зарубежную. Главные роли в «Безымянной звезде» (тот самый учитель, что в кино у Игоря Костолевского). Потом немолодой любовник в американской пьесе «Леди Невинность» драматурга Юджина О’Нила. Князья, герцоги, богатая шляхта, дворяне были в его внешних данных. Учителя, пасторы, звездочеты, воспитатели в благородных семьях - его роли. Истинный белорус по крови, духу и складу характера не играл в «Павлинке» и «Нестерке», не играл в белорусских водевилях, пьесах Крапивы, Макаенка, Дударева. Что из этого следует? То, что традиционная советская критика обходила молчанием малодостойные, с ее точки зрения, чужие персонажи. Артист работал, а его вроде бы и не было…
Когда же наступил зрелый возраст, кино и телевидение словно спохватились, что недооценили такую редкую фактуру. Фома Сильвестрович замелькал на экране, особенно удачно в телеверсиях режиссера Виктора Шевелевича. В театре он теперь получал роли стариков пророков. Выйдет на сцену такой величественный седовласый - глаз не отведешь, даже текста не надо. Одним из таких стал Жабрак в «Страстях по Авдею» (пьеса В. Бутромеева). Персонаж этот благодаря личным поискам актера вышел в спектакле на одно из первых мест. Искатель правды. Впрочем, таким был и его Клеон («Забыть Герострата»), Мартин Лютер («Написанное остается»), Панич («Раскіданае гняздо»). Неважно, что каждый из них в конце концов привел кого-то к смерти. Существование Воронецкого в этих ролях придавало многозначительный смысл спектаклям в целом. Его герой отрицательный. Но если враг умен, сражается со своей совестью, если убедительно колеблется между злом и справедливостью, - значит, интересно наблюдать за метаниями человеческой души.
Ходил Фома ловить рыбу...
У рыбаков и автомобилистов в этом мире всегда особые мужские разговоры, интересы и тайны. Воронецкий - заядлый рыбак. У некоторых богатая теория и бедная практика. Воронецкий всегда поймает рыбу даже там, где по всем правилам ее быть не должно.
Иисус учил своих учеников рыбачить. Не для насыщения желудка. Для выживания в экстремальных условиях. И, наверное, еще для чего-то. Для чего же?
К реке тянет возможность побыть в одиночестве, подумать. Вообще-то, природа - истинное спасение для творческих людей. У Воронецкого нет машины и дачи. На рыбалку возят друзья.
С недавних пор в Ушачских краях приобрел Фома Сильвестрович временную туристическую хибарку на берегу крохотного Озёрка. Не дача, не садовый участок. Одна комнатка для ночлега, одна - для гостей. Вокруг чужие поля и просторы. Здесь же уголок живой природы с родничком, лесом и озерцом. Каждому гостю или случайному грибнику-рыбаку Воронецкий расскажет об уникальности этого кусочка земли, о целебной глине, животворящей воде и разнообразии редких растений.
Население деревушки Ивесь с уважением относится к поселившемуся рядом с ними артисту-философу и называет его профессором. Не догадывается, что он и в самом деле профессор. Попробовал однажды учить студентов мастерству актера в академии искусств, так и задержался там. Написал учебник по своим урокам. Несколько десятков его выпускников играют на сценах столичных театров и снимаются в кино…
Фома рисует
Иглой, ножом и кистью Воронецкий владеет в совершенстве. В молодости, когда не было товаров и денег, у Фомы была репутация модного парня. Никто не догадывался, что он может сшить любую вещь. У него и сегодня можно увидеть уникальные сумку, жилетку, куртку, головной убор. Даже сапоги.
Руки у Воронецкого золотые. Кажется, он умеет все. Не доверяет никому ремонтные, мебельные и садовые работы. Садовые - звучит громко: своего сада у него нет. Зато есть садик на подоконнике и балконе. Все посаженное его руками благоухает, радует глаз и поражает экзотикой. Ботанический мини-сад.
Редкий белорусский артист обладает таким совершенным чувством красоты, как Фома Сильвестрович. Вполне естественно он пришел к желанию рисовать. Делает это по вдохновению и велению чувств. Стиль - в духе импрессионистов. Его друг, известный график Петр Драчев, сравнил Воронецкого с литовским художником Чюрлёнисом. Действительно, в музыкальном подходе к живописи у них много общего.
Общаясь с друзьями-литераторами, Воронецкий попробовал иллюстрировать их произведения. Позже нашел себя в работе над шаржами, и теперь на его счету несколько таких книг. В Минске у Воронецкого состоялось несколько персональных художественных выставок.
Мы не слишком внимательны к уникальности тех замечательных людей, которые рядом. Истинный талант всегда молчалив. Недавний юбилей артиста прошел тихо. Телефон надрывался от поздравлений друзей и учеников. Общественность же скромно отмолчалась.
Недавно по шумной торговой площади рынка в Ждановичах торжественно и неспешно шествовал высокий импозантный немолодой герцог в парчовой одежде и сафьяновых сапогах. Скипетр или резная палка в руке - неважно. Изумленные покупатели останавливались в недоумении, узнавали лицо с телеэкрана, спрашивали:
- Снимается кино?
Снималась реклама. Какого товара? Конечно, элитного. Какой еще мог бы рекламировать Фома Воронецкий?!
Ведущая рубрики театральный критик
Татьяна ОРЛОВА
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.