НАШ ЧЕЛОВЕК ИЗ МОНТРЁ
Наш человек из Монтрё
Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20080505.18/360036281 Не часто Минск навещают с гастролями крупные джазовые звезды, тем более звезды таких престижных фестивалей, как швейцарский Montreux Jazz Festival. Но яркие афиши «Джаз-саунд-клуба» утверждали обратное, зазывая всех меломанов на «грандиозную джазовую премьеру» во Дворец профсоюзов - выступление литовского квинтета в составе Мика Яблонски (вокал), Артураса Анусаускаса (фортепиано), Риманта Бразайтиса (тенор-саксофон), Эугениуса Канявичюса (контрабас) и Дариуса Рудиса (ударные). Программа, которую собирались представить литовские гости, также была необычной: подавалась она как «фестивальная программа «Памяти Оскара Питерсона», недавно ушедшего из жизни великого пианиста, фигуры значительной для всего мирового джаза и для каждого настоящего джаз-фэна в отдельности. БЛЕСТЯЩЕЕ НАЧАЛО… Музыканты, поднявшиеся на помпезную сцену Дворца профсоюзов, как-то мало походили на звезд фестиваля Montreux. Мало походили они и на джазменов, тем более зарубежных: скорее литовские музыканты (за исключением, может быть, контрабасиста - с его длинной корсарской челкой) напоминали наших стоматологов, инструкторов наших столичных автошкол и подготовленных ими автолюбителей. Одним словом, самых обычных людей, отнюдь не спустившихся к нам, простым смертным, по какой-то неизвестной прихоти с вершин джазового Олимпа. Но для того чтобы облечься в соответствующие своему статусу сияющие тоги и туники, литовским музыкантам следовало просто начать играть. Пусть их программа имела мало общего с личностью Оскара Питерсона, звучали исключительно джазовые стандарты, но это были стандарты незатертые, не из числа тех шлягеров, которые доносятся из каждого радиоприемника и каждого кабака, уже и не являясь, по сути, джазом. Крепкая программа из традиционного джаза, сыгранная настоящими профессионалами, - с соблюдением всей той дистанции между музыкой и публикой, которую предполагает искусство, на роль какового джаз претендует. В интерпретации этих пьес можно было явственно различить и присущие прибалтийскому (в частности, литовскому) джазу уникальные нотки и настроения - те самые отличительные черты, которые принесли литовскому джазу славу даже на фоне крепкой и самобытной всесоюзной джазовой традиции. …И СТРАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ Если первое отделение концерта было выше всякой критики, то во втором «звезды» почему-то решили опроститься и сильно опустили планку. Нет, игра Артураса Анусаускаса на фортепиано была по-прежнему превосходной. По-прежнему очаровывали низкие частоты контрабаса Эугениуса Канявичюса. Отлично звучали прямолинейные, как у Сонни Роллинза, саксофонные соло Риманта Бразайтиса. Да и Мика Яблонски еще не спел на всех 26 языках, которыми владеет (не считая интернационального джазового скэта), но дистанция, которая создавалась музыкантами все первое отделение, чтобы зритель мог восторгаться ими и обожать их, была самым жестоким образом нарушена. Со сцены звучали не самые остроумные анекдоты, какие-то шуточки, Анусаускас обещал в следующий раз поменяться с барабанщиком местами и извинялся, что пока не может этого сделать. С одной стороны, ничего страшного не происходило: в зале собрались «друзья «Джаз-клуба», атмосфера была вполне клубной, раскованной и непосредственной. Но если все же разграничивать джаз и атмосферу, которую он часто вокруг себя создает, то на сцене происходил настоящий ужас: расколдовывание джаза, его тайны и магиии, превращение в акустический аэрозоль, в освежитель воздуха, в индийские ароматические палочки, гарантированно создающие подходящее настроение и фон для тематических посиделок. КАРАВАНЧИК-ВИНТАЖ Со всеми этими анекдотами джаз в исполнении литовского квинтета уже можно было классифицировать как настоящий винтаж, изящный реверанс из советских времен. Но то, что за многострадальными пределами бывшего СССР подается как винтаж, у нас все еще считают «совком» - и имея на это свои основания. Происходящее достигло апогея, когда литовцы одарили минскую публику «караванчиком» (пьесой Caravan Дюка Эллингтона) и What A Wonderful World, знаменитой до боли в ушах в исполнении Луиса Армстронга. Можно понять точку зрения президента «Джаз-саунд-клуба» Евгения Владимирова на все эти «караванчики»: «Публика требует, публика хочет уйти с концерта в хорошем настроении». Но как преображается эта самая публика, когда джаз-бэнд начинает выдавать со сцены откровенные шлягеры! В зале во время концерта, да и после первого отделения, были заметны только сплошь красивые, элегантно одетые, интеллигентные люди - люди, достигшие успеха и справедливо притязающее на что-то большее, чем обычная музыкальная жвачка. Но вот звучит монструозный Caravan - и уже то тут, то там видны в зале сгоревшие на работе фанатики, несчастные люди, пожертвовавшие всем ради музыки; они воздевают исхудавшие, с обкусанными пальцами, руки, мотают в такт знакомой мелодии засаленной шевелюрой, счастливо поблескивают треснутыми стеклами дедовских очков. Этой ли участи достоин джаз, этой ли участи достоин поклонник джаза, это ли хорошая радость и хорошее счастье? ПОКОРИТЕЛИ «МОНТРЁ» Удивительно, но факт: сведения о том, что навестивший с концертом Минск литовский квинтет является обладателем Гран-при фестиваля в Монтрё 2007г. можно обнаружить исключительно в белорусских СМИ. Причем в рамках рекламы предстоящего концерта. Можно считать это дотошностью, но мы обратились к программе Montreux Jazz Festival 2007г. и не обнаружили там наших литовских «звезд» ни в качестве номинантов гран-при, ни даже в качестве участников. Может быть, плохо искали? Неужели СМИ Литвы полностью проигнорировали столь престижную победу своих родных литовских джазменов? Джазмен из Азербайджана Шаин Новрасли занял второе место на том же Montreux Jazz Festival-2007 - и все информационное пространство пестрит заголовками «Большая победа азербайджанского джаза». Может быть, на эти вопросы должна была ответить музыка литовского квинтета. Может быть, она и ответила на них как с джазовой (в первом отделении), так и с социокультурной (второе отделение) точки зрения. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Не часто Минск навещают с гастролями крупные джазовые звезды, тем более звезды таких престижных фестивалей, как швейцарский Montreux Jazz Festival. Но
|
|