БАЛАНС ИНТЕРЕСОВПравительство намерено изменить порядок формирования перечня импортозамещающих проектов в рамках соответствующих программ. Новая стратегия поведения разработана в отношении более чем 70 товарных позиций. Означает ли это введение ограничительных мер на импорт? Лоббирование такого варианта событий достаточно сильно как со стороны отдельных белорусских производителей, так и некоторых государственных структур. Один из аргументов в пользу ограничительных мер — сальдо торговли потребительскими товарами по-прежнему отрицательное (в январе-феврале 2008 г. «минус» 12,5 млн. USD). Озабоченность вызывает то, что Беларусь импортирует большое количество продовольственных товаров, которые вполне могли бы производиться дома. Выступая в конце прошлого месяца перед парламентариями с отчетом об экономическом развитии за I квартал, вице-премьер Андрей Кобяков отметил, что помимо морепродуктов, фруктов и подсолнечного масла, в структуре импорта доминируют шоколад, кондитерские изделия, пиво, макароны, соки, плодоовощные консервы. «Запрет на ввоз товаров — самый простой вариант решения проблемы, — заключил А.Кобяков и тут же уточнил: но надо отчетливо понимать, что запретительные меры — непроходной вариант. Решая таким образом проблему импорта, мы можем получить взамен ограничения на наш экспорт от торгово-экономических партнеров». В том, что ответные шаги могут быть весьма болезненными, мы уже убедились на примере «сахарной войны» с Российской Федерацией. К концу прошлого года складские запасы отрасли по товарной группе «сахар-песок» в пять раз превысили среднемесячный выпуск, что далеко не лучшим образом отразилось на финансовом состоянии сахарных комбинатов. К слову, сумма чистого убытка пищевой промышленности выросла с 63 млрд. Br в 2006 г. до 88 млрд. Br в 2007 г. Напомним, восточная соседка остается основным потребителем белорусских продовольственных товаров, на ее долю приходится 88% (данные за январь-февраль 2008 г.) этой категории нашего экспорта. Несмотря на некоторое сокращение поставок мясных и молочных продуктов в физическом выражении в 2007 г. на 27% и 6% соответственно, значение России как основного рынка сбыта сохраняется. Более того, в январе-феврале 2008 г. поставки мяса и мясных продуктов к аналогичному периоду прошлого года выросли на 31%, молока и молочных продуктов — на 4,1%. Благоприятную конъюнктуру формирует и рост цен на продовольственном рынке РФ. В результате в стоимостном выражении экспорт сыров и творога вырос на 32,3 млн. USD, молока, сливок сгущенных и сухих на 30,5 млн. USD, говядины — 20,6 млн. USD, масла сливочного — 15,6 млн. USD. «Не пущать!» После резких заявлений, сделанных главой государства в конце прошлого года в адрес импортной сельскохозяйственной техники, ее поставки в Беларусь резко сократились. За январь-февраль закупки по импорту уменьшились на 82,2 млн. USD к аналогичному периоду прошлого года и составили 10,7 млн. USD. Примечательно, что экспорт машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур за два месяца 2008 г. вырос на 42,3 млн. USD, тракторов и седельных тягачей на 79,4 млн. USD. Достаточно жесткую позицию в отношении импортозамещения занимает сегодня Комитет государственного контроля. Как следует из недавних высказываний главы комитета по Минской области Владислава Цыдика, слова которого цитирует Интерфакс, есть у контролеров претензии к Минсельхозпроду. До сих пор в область импортируется сухое обезжиренное молоко, которое наши предприятия производят и экспортируют. В большом количестве ввозится белковое сырье, поскольку до сих пор посевные площади под рапс удовлетворяют спрос в рапсовом шроте лишь на 20%. В магазинах отсутствуют белорусские яблоки, груши, иностранных в прошлом году было завезено в область на 5,2 млн. USD. Отметим, перманентное давление на руководство страны с целью лоббирования своих интересов оказывают крупные промышленные предприятия, концерны и министерства. Реальный сектор, отягощенный с одной стороны обязательствами по выполнению прогнозных показателей, с другой — неконкурентоспособностью по сравнению с иностранными производителями, вынужден просить протекции у государства в виде дополнительных защитных мер по отношению к внутренним товарным рынкам. Как правило, помимо продовольствия, речь идет об автотракторной технике, продукции легкой промышленности, бытовых товарах. В частности, дипломатично, но недвусмысленно о необходимости регулировать рынок на недавней встрече с журналистами заявил руководитель ОАО «Криница» Георгий Петкевич. По его мнению, ограничивать импорт не надо, профилактическую работу стоит вести с торговлей. При удельном весе импортного пива в общем объеме реализации 25-30% на полках многих магазинов присутствует до 50% заграничного товара. Разъяснительная работа с организациями торговли — одна из многих мер нетарифного регулирования рынков, которая все чаще используется в борьбе с иностранными производителями, причем не только у нас, но и у наших соседей. И это еще раз подтверждает неготовность нашей экономики к работе в рыночном открытом формате. Два с половиной года назад, когда в очередной раз заговорили о возможном вхождении республики в ВТО, один из чиновников белорусского МИДа озвучил целый список нетарифных приемов, которыми можно при необходимости приструнить импорт. К таковым были отнесены технические барьеры по сертификации, когда отечественного производителя отправляют на «один круг забега, а иностранного на несколько», своему надо собрать две справки для разрешения на реализацию товара, чужому — десять, когда ввоз товара в страну разрешают только через одни пункт пропуска и т. д. Кремль: мысли вслух Похоже, игры в нетарифное регулирование белорусского рынка всерьез раздражают российскую бизнес-элиту. Проблема неоднократно поднималась и на страницах «ЭГ». Из свежих примеров можно привести информацию ПРАЙМ-ТАСС, ссылающегося на высказывания источника, близкого к российскому правительству. По его мнению, сейчас в Беларуси действует не менее 20 различного рода мер, препятствующих продвижению российской продукции на наш рынок. К ним в первую очередь относятся меры, связанные с госзакупками, субсидированием, а также общей системой ограничения импорта разнообразными административными способами. Серьезные опасения Кремля вызывает практика введения новых ограничений, которые по своей сути эквивалентны уже отмененным. К их числу можно отнести ввоз табака, табачных изделий, алкогольной продукции, рыбы и морепродуктов через ограниченное число специмпортеров, установление минимальных квот на несколько десятков товарных позиций для их обязательной закупки у отечественных производителей. Субсидирование закупок отечественной сельхозтехники и прочее. Кресло президента РФ занял Дмитрий Медведев — выходец из числа бизнес-элиты, уже успевший пообещать ей всяческую поддержку. Кроме того, многие влиятельные российские бизнесмены по-прежнему вхожи в Кремль, а их искусство лоббировать свои интересы год от года только совершенствуется. Риск того, что российский бизнес продублирует сценарий «сахарной войны» на иные товарные позиции возрастает. Не приходится также рассчитывать на некую эксклюзивность белорусских товаров на рынке нашей соседки, что могло бы обеспечивать их продаваемость при любом раскладе событий. А это значит, что упорно защищая свой рынок, можно получить ощутимый удар другим концом палки. Александр ГЕРАСИМЕНКО Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Запрет на ввоз товаров — не лучший вариант |
|