ДАЙ ВОДЫ НАПИТЬСЯ
Дай воды напиться
Без административной и терминологической путаницы Антон ГРОМОВ http://www.belgazeta.by/20080519.20/470174331 Вопрос стандартов на импортную продовольственную продукцию может стихийно выйти на первые полосы ведущих белорусских СМИ, чтобы уже не уйти оттуда. Возьмем хотя бы минеральную воду. Ведь та же всемирно известная, непобедимая и легендарная вода Perrier не соответствует белорусским канонам, поскольку содержит солей порядка 0,7 г на 1 л, т.е. в Беларуси она должна называться питьевой (или пресной) и быть запрещена к продаже под нынешним «грифом». Возможно, это содействовало бы борьбе за уменьшение внешнеторгового сальдо, но ненамного. Очевидно, что вопрос о пересмотре стандартов давно назрел и перезрел. По мнению ведущего научного сотрудника Института геохимии и геофизики НАН Беларуси Владимира Шимановича, стоит вернуться к истокам во всех смыслах: «Что же такое минеральная вода, как, с чем и под каким соусом ее едят в разных странах? Слово «едят» в данном контексте употреблено не случайно, потому что вода, расфасованная в емкости (бутилированная) и продающаяся в торговой сети, является пищевым продуктом». Возвращаясь к определению минеральной воды, Шиманович отмечает в нем целый ряд противоречий. Во-первых, в природе нет дистиллированной воды. Вся вода в той или иной степени минерализованная, т.е. содержит какое-то количество растворенных минеральных веществ: «Веществ, а не минералов, как можно часто услышать или прочитать в рекламе и популярных статьях! Так, наименее минерализованная вода (около 5-10 мг в 1 л) характерна для осадков в Антарктиде. И ее не так просто найти, как вы понимаете. Обычная питьевая вода в Беларуси имеет минерализацию 200-500 мг/л». Во-вторых, по степени минерализации выделяют группы пресной (до 1 г в 1 л), минеральной (1-35 г/л) и рассольной (35-640 г/л) воды. «Поэтому-то большинство видов европейской воды типа Perrier, Vittel, Evian, Spa и др., - продолжает Шиманович, - имеющих минерализацию менее 1 г/л, нельзя, строго говоря, назвать минеральной. Более точный термин для нее - столовая, пресная или слабо минерализованная». В-третьих, подчеркивает ученый, термины «вода минеральная» и «вода лечебная» у нас в стране и за рубежом часто используют как синонимы, что не совсем правильно: «Из-за этого начинается путаница, и западную, слабо минерализованную воду сегодня почему-то относят к минеральной». Очевидно, требования ко всем этим группам воды у нас необходимо оформить в виде новых госстандартов, полагает Шиманович. По его мнению, вода столовая (пресная), обладающая мягким физиологическим действием, может использоваться как освежающий напиток бессистемно, в любом количестве. Воду лечебную, из-за высокой минерализации (8-15 г/л), напротив, следует принимать осторожно, по назначению или после консультаций врача. Как и лекарственные средства, такую воду желательно расфасовывать в емкости небольшого объема (0,3-0,5 л) и продавать в аптеках: «В противном случае люди будут получать вред от бесконтрольного приема такого рода продукции». ОПОЁННЫЕ ОБЛАСТИ Пока ученые и законодатели спорят о терминах, чиновники «неутомимо упорядочивают и совершенствуют». В декабре 2007г. в Минском облисполкоме прошло совещание, посвященное состоянию рынка продовольствия столичной области. Совещание вел губернатор Леонид Крупец. В частности, собравшиеся узнали от него, что в 2007г. придорожный сервис на Минщине находился в неудовлетворительном состоянии, да и у областной торговли проблем хватало. В качестве средства борьбы с неудовлетворительным придорожным сервисом областные руководители фактически предложили ужесточить в 2008г. пресловутые региональные торговые войны. Среди прочего губернатор заявил: одной из проблем нашей торговли является никудышная выборка квот областной торговлей и общепитом у предприятий Минской области. Особо было отмечена минеральная вода. Руководителям прозрачно указали: в каждом торговом предприятии должно быть не менее 20 наименований минеральной воды Минской области. Пересчитайте теперь количество ТМ минеральной и питьевой воды, разливаемой на Минщине. Или зайдите в ближайший магазин, полюбопытствуйте, сколько наименований минеральной и питьевой воды там на прилавках. Местнический протекционизм слишком прочно укоренился в белорусской административно-хозяйственной практике. Применительно к минеральной воде областные власти тоже ставят всевозможные барьеры для ввоза на подотчетную им территорию продукции из других регионов. Особенно славится минерально-водным протекционизмом Брестчина, но не отстают и другие области. Крупец, так сказать, просто предложил перевести местничество в цивилизованное русло, хотя есть сомнения, что эта идея (как и многие другие) будет реализована в полном объеме. ЦЯЧЭ ВАДА Ў ЯРОК В русле модного нынче импортозамещения уместен вопрос: нужна ли нам импортная вода типа «Боржоми», «Нарзан», «Ессентуки» и прочих? Конечно, нужна. В Беларуси, несмотря на значительные запасы и достаточно большое химическое разнообразие минеральной воды, отсутствуют или пока не разведаны наиболее ценные ее виды. Поэтому их нужно импортировать. Кроме названных выше (преимущественно содовых по составу), речь идет также о воде с органикой типа «Трускавецкой», железистой воде типа «Марциальной» и «Полюстровской» и других видах. Что касается рынка минеральной воды, то он остается довольно консервативным. По объемам продаж по-прежнему лидируют «три кита» - «Дарида», Минский завод безалкогольных напитков и «Фрост». Порядка 70% производства минеральной воды приходится на Минск и Минскую область, а с учетом «Фроста» в Брестской области три названных предприятия выпускали и реализовывали в 2007г., по некоторым данным, до 87% белорусской минеральной воды. С прошлого года в данную гонку пытается вмешаться «Акватрайпл» с водой «Кстати». При этом на отечественном рынке по-прежнему слабо представлены Могилевская и Гомельская области, обладающие серьезными запасами разнообразной по составу минеральной воды. Возможно, когда-нибудь и до нее дойдут руки отечественного бизнеса, тогда и нахлебаемся. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вопрос стандартов на импортную продовольственную продукцию может стихийно выйти на первые полосы ведущих белорусских СМИ, чтобы уже не уйти оттуда. Во
|
|