МОЦАРТ VS. САЛЬЕРИ
Моцарт vs. Сальери
Оперный театр открыл 75-й сезон Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20080616.24/360046281 11 июня в долговременном и давно обжитом прибежище, на сцене Дома офицеров, Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь открыл свой 75-й сезон. Открыл одноактной оперой Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», традиционно дополненной во втором акте «Реквиемом» венского гения - предательски отравленного, согласно пушкинской версии, посредственным коллегой-завистником. Вновь пережить этот искусственный в лучшем смысле слова конфликт выразили готовность лучшие представители столичных меломанов, в ряды которых посчастливилось попасть и корреспонденту «БелГазеты». Под торжественные звуки «Реквиема» Театр оперы открывает свой новый сезон, а «БелГазета» - серию репортажей со спектаклей Большого театра оперы. Первое, что обращало на себя внимание при входе в тесный, но довольно уютный зал, - замечательный запах, тревожный и успокаивающий одновременно: запах библиотеки, забытых на болоте старых книг и чьих-то бесплодных усилий проникнуть во всю их мудрость и глубину. Одним словом, запах приятной сердцу букинистики. Это создавало определенную атмосферу, полную ожидания. Атмосферу в высшей степени доброжелательную, словно мифические офицеры, в честь которых и был назван данный культурный комплекс, давно уже заждались своих гостей. Минуты до начала спектакля летели незаметно - в мечтательном созерцании красноармейских звезд на массивных настенных барельефах, премилых бабушек, которым еще предстоит встревоженно и синхронно зашуршать пакетами во время Dies Irae; молодых людей, вцепившихся в программки, словно эти листочки - их единственный ключ к предстоящему действу. Все это вместе и по отдельности несло крайне целительный эффект - глубокие недра Дома офицеров могли бы успешно конкурировать с модными рукотворными соляными пещерами и прочими раскрученными релаксационными аттракционами. Мир и спокойствие воцарялись в душе на неделю вперед, важно было только не растратить их на всякие мелочи вроде заходящегося в кашле соседа, присутствовавшего в зале кровного врага или некстати застрявшего на полпути занавеса. Опера «Моцарт и Сальери», отнесенная в фоновый режим со всеми происходящими на сцене конфликтами и терзаниями главных героев, вполне могла бы продолжить задумчивое погружение в мир гармонии и внутреннего космоса. Хотя бы в силу специфики музыкального языка Римского-Корсакова. Но, как известно, меломаны - это самые добросовестные в мире самомучители и самоистязатели. В погоне за прекрасным они готовы искать и находить даже самую глубоко запрятанную в консонансах трагедию и предаваться ей со всей страстью и отчаянием. К счастью, мало кто уже ассоциирует трагедию Моцарта и Сальери с мифом о Моцарте и Сальери. И мало кто уже сомневается в том, что Сальери - великий композитор своего времени, не меньший, чем Римский-Корсаков - своего. Все уже знают, что трагедия на сцене разыгрывается между двумя сгустками страстей, один из которых наделен сверхъестественной силы гением, а второй - только талантлив, если не посредственен. Исполнители главных ролей были на высоте. Моцарт был хрупок, раним и невесом, как птичка; Сальери - грузно привязан к миру, земле и либретто, согласно которому постоянно возвращался мыслью к процессам принятия пищи и их судьбоносным обстоятельствам. Прекрасные голоса, естественная пластика, приличные костюмы и декорации, парики и пудра, чувство оркестра - вот и весь нехитрый секрет успеха оперы сегодня. Разумеется, в самом демократичном ее понимании, как и предполагает входной билет за Br4-5 тыс. Оркестр оперного театра и на этот раз блестящим образом подтвердил свою славу одного из лучших, если не самого лучшего симфонического коллектива Минска и Беларуси. Это равно чувствовалось как в «Моцарте и Сальери», так и в «Реквиеме», исполненном вместе с хором оперного театра. Это оркестр, который умеет играть тихо, но его хорошо слышно; вести себя скромно, включая солистов и дирижеров, и при этом поражать воображение. Удобно ли этому оркестру играть в Доме офицеров? Наверное, не очень, несмотря даже на хорошую акустику зала и снятие, в силу отсутствия оркестровой ямы, некоторых трудностей мануального аппарата дирижера. Все-таки для оркестра зал тесноват, и акустика его такова, что наряду с тончайшими нюансами игры оркестра отчетливо слышны все посторонние шорохи и скрипы. Зато публика должна быть довольна: все музыканты видны как на ладони, а отстветы ламп на пюпитрах производят эффект разверзшихся зияющих бездн, что только усиливает впечатление от происходящего на сцене. «Реквием» во втором отделении после одноактного «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова - беспроигрышный ход, который часто применяется в оперных театрах, например, России. Поводом для такого сочетания служит цитирование в опере Римского-Корсакова отрывков из произведений Моцарта, сам же «Реквием» играет значительную роль в либретто. Столь разные по форме, стилистике и даже эмоциональности произведения обладают общим элементом «сдерживания»: Моцарт сдерживает обычную веселость и беззаботность вечно юного гения перед лицом смерти, а Римский-Корсаков вырабатывает наиболее лаконичный, почти ювелирный способ, чтобы запечатлеть это в музыке. В конечном итоге зритель выходит из зала счастливый и просветленный «Реквиемом», а не опечаленный смертью Моцарта от рук коварного Сальери. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
11 июня в долговременном и давно обжитом прибежище, на сцене Дома офицеров, Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь открыл
|
|