Реконструкция Лошицкого усадебно-паркового комплекса, одно время приостановившись, вновь набирает обороты
За темной далью аллей Об уникальности Лошицы слышал наверняка даже тот, кто ни разу тут не бывал. Действительно, разве это не уникальный факт: несмотря на все исторические перипетии, до нас дошел сохранившийся ансамбль - заметьте, именно ансамбль, а не отдельные фрагменты - ярчайший образчик помещичьего быта, состоящий из усадьбы, парка, хозяйственных построек. Уникален и старый парк - пейзажный, с редкими видами растений. Но, наверное, не рождалось бы столь трепетное отношение к этим местам у многих здесь побывавших, если бы не еще один удивительный аспект - мощнейшая энергетика Лошицы. Нечто такое древнее, вечное, порой пугающее есть в этих окрестностях, перед чем большинство обыденных житейских проблем меркнет. Проверено многими: уставший, задерганный, невеселый поезжай в Лошицу - и все разложится по полочкам. Может быть, кто-то когда-то объяснит, откуда такая магическая аура этого места. Возможно, из такой древности, о которой и подумать страшно. Так, ученые утверждают, что именно здесь несколько тысячелетий назад остановился последний ледник - отсюда и своеобразный рельеф местности. А поколения здешних жителей с завидным упорством рассказывают о привидениях в парке и странных происшествиях, случайностях, совпадениях.
Однако десятилетиями Лошица оставалась в запустении. И лишь в последние годы сделаны реальные шаги по ее возрождению. Так, начата серьезная, с научными изысканиями, историческим поиском реконструкция парка. Исследования ведутся по помещичьей усадьбе. Территория старого парка приведена в порядок, вынесена с заповедной зоны фирма «Тэвис». Начали чистить пруд, из винокурни и старой водяной мельницы выселены люди, снесено стоявшее по соседству здание барачного типа. Словом, сдвиги налицо. На этой неделе работы по реконструкции активизировались. Так, взялись за ограду комплекса от Дворца культуры «Камволь», заметно оживление на пруду. Каких изменений в парке ждать еще? Об этом нам рассказала научный руководитель усадебно-паркового комплекса «Лошицкий парк» Анна Аксенова.
- Проектное решение реконструкции парка предлагает следующее зонирование его территории: зона старого парка; зона плодового сада - посвященная деятельности академика Николая Вавилова; адаптационная зона - зона «нового парка», соответствующая новым условиям жизни. Та часть парка, где уже выполнена реконструкция, определена как музейная, посещать ее будут в основном группы с экскурсоводом. И, конечно, любой посетитель парка здесь сможет прогуляться. Плодовый сад между исторической частью и новой полностью сохраняется. Будут сделаны лишь пешеходные дорожки. Вдоль живописной аллеи могут появиться площадки отдыха, скульптурные композиции на темы легенд Лошицкого парка. Все наши разработки ведутся согласно историческим планам, основанным на выполнявшихся комплексных научных изысканиях, изучении архивных сведений. Если мы возьмем план XVIII века, то видно, что территория яблоневых садов вообще не входила в состав историко-культурной ценности, а была за ее пределами. Если посмотрим на планы XIX века, то часть сада, которая находится между липовой аллеей и мельничной дорогой, уже была в составе усадьбы.
- А что будет во втором саду, «новом парке», который располагается ближе к камвольному комбинату? Судя по всему, он посажен после войны.
- В 1950-е годы. Здесь мы также максимально сохраняем плодовые деревья, но в этой зоне устраивается территория для отдыха посетителей с детьми. В северной части с углового входа прокладывается новая парадная аллея с цветочным партером, прогулочной аллеей и уютными площадками отдыха. Рядом расположится детский игровой городок, состоящий из башен, колоколен, мостиков, переходов и множества детских игровых устройств, составляющих единую композицию.
Тут будут и площадки для сезонной торговли. Тот, кто придет в парк просто погулять, порезвиться с детьми, найдет здесь отличное место для отдыха. Но тот, кто интересуется исторической частью, пойдет в старый парк - сам или с экскурсией. Такой прием принят во многих парках, которые реставрируются, для лучшего сохранения заповедных территорий. Существующая сложившаяся уникальная среда Лошицкого парка представляет возможным запроектировать ряд романтических мест-уединений с беседками, видовыми площадками, сказочными мостиками, встречами на «площади часов».
- Все это разнообразит жизнь парка, - продолжает Анна Аксенова. - Сейчас он находится в запущенном состоянии. Еще десять лет - и его невозможно было бы восстановить. Ведь парк, в отличие от построек, живой организм. Сегодня, к счастью, выделены деньги на реконструкцию. И это дает возможность спасти жемчужину нашего города. Проведена таксация парка, и сейчас мы вместе с нашими специалистами-озеленителями, ботаниками из академии наук изучали каждое дерево. Все деревья, которые можно лечить, стараемся сохранить. Это подтверждено нашим проектом. Даже в той части, где будет вырубка для строительства, наиболее живописные участки, группы деревьев останутся нетронутыми.
Сейчас идет подчистка ложа пруда. Здесь большая заиленность, отложения, которые необходимо вывезти. Будет благоустраиваться территория прибрежной зоны Лошицы и Свислочи, ее освободят от поросли и самосева, будут проложены пешеходные террасы с устройством наружного освещения. Набережная будет решена в природном ландшафте, без бетонных берегов, от усадебной части к острову Любви перекинут мостик - он выполнен по чертежам того времени. На пруду будут водные растения. Проектом предусматривается консервация руин здания каплицы, памятника архитектуры второй половины XVIII века, и водяной мельницы, памятника архитектуры начала XX века, территория которых будет оформлена декоративным ограждением с информационными стендами.
Лечим усадьбу, как человека У Галины Левиной, научного руководителя объекта усадебный дом в Лошице - горячая пора. Архитектор проводит научно-исследовательские работы, следит за тем, чтобы не нарушалась методика реставрации объекта.
- Галина Леонидовна, в каком состоянии находится усадебный дом?
- В состоянии непреходящей любви минчан - и это самое главное. Завершается первый этап реставрации, он заключается в проведении проектных и исследовательских работ. Генеральный проектировщик - институт «Минскпроект». Главный архитектор проекта - Наталья Баранец. Глава администрации Ленинского района раз в две-три недели собирает нас на совещания по Лошице, рассматривает все текущие вопросы.
Учитывая, что усадебный дом - историко-культурная ценность, над объектом трудится большой коллектив - историки, художники-реставраторы, архитекторы, проектировщики… Особая роль отводится химикам. Проводя физико-химические исследования, мы определяем и состав штукатурки, и состояние деревянных частей дома, устанавливаем, были ли они окрашены и чем…
- Работа кропотливая, но крайне необходимая.
- Не устаю повторять: Лошицкий усадебно-парковый комплекс - жемчужина Минска и всей Беларуси. Она дает возможность восстановить цельную картину усадебного быта конца XIX - начала ХХ века. Я бы даже так сказала: вижу в Лошице не «музеефицированную» картину, а живое изображение, чувствую ритм того времени. Усадебный дом - своеобразная архитектурная энциклопедия. Есть печи, камин, лепной декор, настенная и плафонная живопись, фрагменты паркетных полов, уникальная столярка и даже скобянка - дверные и оконные ручки, их механизмы… За всем этим встает богатый мир строительного искусства, подлинный быт старинной усадьбы. Моя позиция - максимальное сохранение объекта. Нам нужно восстановить даже то, что утрачено, сантиметр за сантиметром расчистить наслоения. Как лечат человека, убирая один симптом за другим, так и мы лечим лошицкую усадьбу.
- Где «болит» сильнее?
- Там, где под кровлю затекала вода, в некоторых местах срубы подверглись гниению. Очень важно также восстановить цветность интерьера.
- А дальше?
- Дадим зданию новую жизнь. Планируется разместить здесь музей усадебного быта. Кстати, группа специалистов по формированию экспозиций будущего музея уже работает.
- Ходят слухи, что лошицкий усадебный дом снесут…
- Лошица дает нам всем урок отношения к городу и к самим себе. У многих горожан жизнь связана с этим местом. В Минске и его окрестностях нет второй Лошицы. И не будет. Снести усадебный дом и поставить его копию? Зачем? Истории в копиях не бывает.
Преданья старины Документальная история Лошицы начинается с 1557 года. Но это не начало истории, а только ее середина. Люди селились здесь, на слиянии рек Свислочь и Лошица, еще в Х столетии, о чем говорят древнее селище и курганные захоронения. Лошицей владели князья Толочинские, Тышкевичи, Друцкие-Горские (прямые потомки легендарного Всеслава Чародея). На рубеже ХVIІ-ХVIІІ столетий поместье купили дворяне Прушинские. При них в Лошице гостило немало известных людей того времени. Самым ранним из обнаруженных в архивах планов Лошицкой усадьбы является фрагмент «Дорожной карты» 1772 и 1787 годов.
В 1877 году имение от Прушинских по женской линии переходит к Яну Любанскому. Последним владельцем Лошицы стал сын Яна - Евстафий Любанский, человек активный и предприимчивый. Он возглавлял товарищество минских велосипедистов, был председателем комитета минской лесной биржи, членом Минского сельскохозяйственного общества. Именно Евстафий превратил имение в одно их самых передовых хозяйств Минской губернии, реконструировал усадьбу, хозяйственные постройки, при нем сформировался пейзажный парк. По сути, усадебно-парковый комплекс дошел до нас как раз в том виде, каким он сложился при Евстафии Любанском.
С именем последнего хозяина и его жены Ядвиги, в девичестве Кеневич, связана грустная легенда, которая сегодня у многих на устах. Известно, что в 1889 году Ядвига вышла замуж за Евстафия, а весной 1905 года скончалась. Утонула в Свислочи, утверждают люди (но с сомнением качают головами историки), по собственной воле - то ли от несчастной, то ли, наоборот, от разделенной любви. Скорее всего, это только легенда. Но люди упорно рассказывают об обитающем в старом парке призраке дамы в белом. А чаще всего она появляется в пору цветения маньчжурского абрикоса - его посадил Евстафий Любанский на месте гибели жены на берегу Свислочи. Но в этом году абрикос стоит сухой, без листьев. Значит ли это, что Белая пани наконец-то нашла упокоение?..
Послереволюционная история Лошицы тоже драматична. Здесь в 20-30-е годы в Белорусском отделении Всесоюзного института растений БелНИИ плодовых и овощных культур бывал советский генетик Николай Вавилов. Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны в усадьбе было организовано неудачное покушение на гауляйтера Кубе.
Проснись, проснись, очарованье Молодые люди с плакатами «Я люблю Лошицу» в начале этой недели собирались возле усадьбы, выражая таким образом протест против начала очередного этапа реконструкции. Собственно, сыр-бор разгорелся, если верить описанию ситуации в Интернете, вокруг предложения архитекторов по реконструкции старого фруктового сада.
Такая постановка вопроса, мягко говоря, удивляет. Выходит, если ты за реконструкцию (читай - за снос больных деревьев, за новое строительство), то Лошицу не любишь? А если против (то есть настаиваешь на том, чтобы оставить все как есть) - любишь. Но хочется узнать, кто и по какому праву приватизировал любовь к Лошице и почему с невероятным упорством настаивает, что лучшее - это стоять на месте? Ждать, пока все рассыплется и зарастет? А потом кричать властям - а где ж вы были? Да вас слушали. Помнится, когда начинали четыре года назад реконструкцию основной части парка, тоже много было разговоров: «не трогайте!», «не вырубайте!», «тракторы взрыли землю», «хотят вырубить все деревья», «дорожки посыпали не той крошкой», «поставили не ту ограду»… А сегодня кому хуже от того, что парк приобрел цивилизованный вид? Но в нем отлично угадываются пятачки с плохо прореженными деревьями - то ли архитектор, то ли исполнители пошли вслед за мнением некоторых адептов «стояния на месте».
Почему всякое нововведение, касающееся Лошицы, воспринимается некоторыми в штыки? Почему упорно раздаются голоса «оставьте как есть»? Давайте, наконец, расставим приоритеты: если все мы - сильно любящие Лошицу, не очень сильно любящие и те, кто Лошицу пока не знает, но обязательно приедет сюда, - хотим сохранить ее, давайте убирать лишнее, давайте реконструировать, искать хозяина для каждого пятачка парка, усадьбы. А если не хотим, пусть остается каждый кустик, каждое больное дерево и… в итоге Лошица не выживет. Другого не дано. Ведь, по сути, этот уникальный комплекс и сохранился потому, что никогда долго не был бесхозным. Так, вскоре после революции, с 1925 года, в усадьбе по инициативе Николая Вавилова создан белорусский филиал Всесоюзного института растений - БелНИИ плодовых и овощных культур. Название института менялось, но профиль оставался таким долгие десятилетия. Часть территории обслуживал совхоз (деревня 1-я Лошица только в 1985 году была присоединена к Минску). Самый большой период заброшенности - 90-е годы прошлого столетия, когда с этой территории ушел совхоз, институт, менялись хозяева комплекса. Буйно цвел лишь борщевик, который, казалось, затянет весь парк. Но пришли люди - специалисты «Минскзеленстроя» (опять-таки с косами и пилами) - и начали бороться с запустением. А с 2002 года, после утверждения концепции возрождения, реконструкция идет своим чередом.
Может быть, не все псевдозащитники Лошицы знают, что, например, в 70-80-е годы прошлого столетия для посещения большая часть Лошицы была закрыта. Гуляли по центральной липовой аллее, но справа и слева она была огорожена сеткой - справа были теплицы и постройки института (они и сегодня сохранились), пасека, слева - институтский фруктовый сад.
Недоступны были и руины каплицы. В домике привратника жила старушка, к ней часто в выходные, кажется, на машине, приезжали дети. А на большой солнечной поляне, что тянется за домиком привратника, росли картошка и другие овощи. По соседству, в домике напротив флигеля, тоже жили. И в самом флигеле обитали несколько семей. Если не ошибаюсь, в 80-е годы их уже переселили. Но до сих пор в памяти огромная старуха, восседавшая на крыльце и шумно воспитывавшая своих внуков. «Нет на вас помещика», - то ли внукам, то ли нам с родителями, видя заинтересованных слушателей, кричала она. И родители, любопытствуя, всякий раз усаживались рядом и расспрашивали о прошлом. Именно здесь почти несмышленым ребенком я услышала легенду о Ядвиге Любанской: якобы полюбила она молодого архитектора, перестраивавшего усадебный дом, но мужу донесли. И Ядвига бросилась в реку, архитектора отправили восвояси, дом остался недостроенным - он действительно ассиметричный, и ему как будто не хватает одного крыла.
В усадьбе тогда располагались ученые - такого запустения, как сегодня, и близко не было. Но не было и романтической атмосферы: обычное исследовательское учреждение. Поляна перед домом, парк возле него, аллея вдоль Свислочи были открыты для прогулок. Кстати, на высоком берегу стояла полуразрушенная беседка из белого камня - теперь здесь лишь холм. Прогулки по Лошице тогда сопровождались совершенно диким ревом самолетов: они взлетали в небо и заходили на посадку, казалось, прямо над кронами деревьев.
В выходные народ в основном собирался на лугу у Свислочи, прогуливались до мельницы - у маленького прудика с левой стороны стоял жилой домик. Вся территория справа от мельницы и до Свислочи была тоже огорожена - здесь был питомник института, который бдительно охраняли сторожа. А у фруктового сада вдоль еловой аллеи ограды не было, но в ту сторону как-то опасались ходить - в глубине среди деревьев виднелась сторожка, веско гавкали собаки. Сад принадлежал совхозу, урожай его шел в дело, поэтому сторожа ухо держали востро. Но ничто не могло остановить детей - здесь росли потрясающие груши-гнилки... Впрочем, набеги на совхозный сад наша компания прекратила после того, как нас с подругой снял с огромной яблони-райки сторож институтского питомника дядя Петя, и мы стали часто наведываться, уже не опасаясь, за ограду питомника. Добрый, но пьющий человек, он не раз рассказывал самые невероятные истории старой Лошицы - его мать была местной, в отличие от многих приезжих работниц совхоза. Впрочем, особых трезвенников здесь было немного - эстафету от Евстафия Любанского с его винокурней перехватил совхозный винзавод. Боюсь перепутать, но какие-то рассказы о спрятанных от проверяющих, а потом обнаруженных невероятных количествах спирта приходилось слышать не раз. Где-то в начале 80-х, нас, подростков, почти на выходе из парка застала гроза. Забившись в огромное дупло, пережидали ливень - и вдруг высившаяся неподалеку липа-великан со стоном рухнула поперек аллеи. Никто не пострадал, но это запомнилось на всю жизнь - страшно, когда такое казалось бы немыслимо крепкое, прекрасное дерево погибает. Так и сама Лошица при всей ее кажущейся прочности, монументальности и безмятежном спокойствии требует внимания, денег и заботы. Возможно, с помощью хирургических методов. Просто преступно позволить этой жемчужине продолжать пребывать словно в зачарованном сне. Пришла пора не выяснять, кто кого любит, а действовать разумно, пытаясь сохранить дарованную нам ценность. Уповая при этом не столько на собственное разумение, а, прежде всего, на специалистов. Тем более что судьба Лошицы сегодня в руках лучших из них.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.