Субместо под солнцемВ редакцию «ЭГ» в последние дни стали поступать звонки наших читателей, встревоженных ситуацией на рынке коммерческой недвижимости. Дело в том, что в ряде торговых и офисных центров перестали заключать и пролонгировать договоры субаренды. Такие договоры до недавнего времени были довольно широко распространены. Иногда организации и индивидуальные предприниматели, которым посчастливилось снять в аренду торговые, а иногда офисные, складские и производственные помещения, эти объекты или их часть сдавали в субаренду другим лицам, компенсируя свои расходы по аренде, а порой получая и некоторый дополнительный доход. Подобная деятельность не запрещена отечественным законодательством. Так, согласно п. 2 ст. 586 ГК арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду. При этом ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. При этом оговорено, что договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено ГК и иными актами законодательства. Однако примерно месяц назад договоры субаренды перестали заключаться и пролонгироваться на новый срок. Соответственно, по мере истечения сроков этих договоров субарендаторы вынуждены покидать занимаемые ими помещения. Причину этого явления иные специалисты и сотрудники организаций — собственников помещений видят в том, что Положение об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, и условиях освобождения от арендной платы и предоставления их в безвозмездное пользование, утв. Указом Президента от 30.09.2002 № 495 (с изменениями и дополнениями), не содержит никаких указаний насчет субаренды. Однако это не совсем так. В п. 1 Положения прямо указано, что этот документ применяется в т.ч. при передаче помещений в субаренду. Впрочем, исходя из упомянутых норм ст. 586 ГК, от собственника имущества зависит, разрешать ли арендатору заключать договор субаренды или нет. А собственник госимущества с этим вопросом определился. В подп. 7.1 Протокола заседания Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности от 25-26.03.2008 № 39 прямо указано: «в целях эффективного использования зданий, сооружений и площадей запретить с 24 апреля 2008 г. (т. е. со вступлением в силу Указа от 23.10.2007 № 533, которым были внесены последние изменения в Указ № 495. — Прим. ред.) предоставление в субаренду общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. Напомним, что протоколы заседаний Республиканской комиссии для сторон договора носят обязательный характер. Поэтому как повышающие и понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы, установленные данным Протоколом (имеющим, кстати, гриф «Для служебного пользования»), так и запрет на заключение и пролонгирование договоров субаренды все государственные организации и предприятия с долей госсобственности приняли к неукоснительному исполнению. В свою очередь субъектам хозяйствования, теряющим место для ведения бизнеса, придется искать более надежное пристанище. Таков местный риск предпринимательской деятельности Леонид ФРИДКИН Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
в тени государства
|
|