КРИЗИС В ПОМОЩЬ
Кризис в помощь
бизнес-образованию и обучению персонала Кирилл НЕЖДАНСКИЙ http://www.belgazeta.by/20080929.39/470162881 Несмотря на негативный эмоциональный фон, вызванный глобальным экономическим кризисом, спрос на бизнес-образование и обучение растет. Причем касается это не только подготовки персонала не самых высоких ступеней корпоративной иерархии, но и повышения компетенции руководителей. Причин тому несколько, утверждают эксперты. Первая и главная - дефицит рабочей силы в глобальном масштабе: в 2008г. в ходе ежегодного мониторинга среднего и крупного бизнеса в 30 странах мира британской кадровой консалтинговой компании Grant Thornton респонденты впервые назвали в качестве главного повода для беспокойства именно кадровый вопрос. Понятна его актуальность на фоне экономического роста, стимулирующего дефицит рабочей силы. Однако при спаде деловой активности повышаются требования к эффективности использования кадровых ресурсов и, следовательно, к их квалификации, благодаря чему проблема, повернувшись к работодателям новой гранью, приобретает еще большую остроту. АПОГЕЙ МВА Согласно данным августовского исследования американской Graduate Management Admission Council (GMAC), в этом году количество желающих получить диплом МВА достигло максимума за последние 5 лет. Похоже, кризис только подстегивает абитуриентов: GMAC сообщает, что 77% бизнес-школ констатируют значительный рост количества заявок на поступление. Рост затронул классическую версию программы - full-time МВА, популярность которой в последние годы не претерпевала сколько-нибудь существенных изменений. Так, по сообщениям американских СМИ, в этом году в Penn State’s Smeal College of Business количество заявок выросло сразу на 39% против всего 7% роста в 2006-07гг. Ситуация в других авторитетных бизнес-школах США схожая: в Babson College’s F.W. Olin Graduate School of Business количество абитуриентов выросло на 36%, в University of Minnesota Carlson School of Management - на 26%, в MIT Sloan School of Management - на 28%. Интересно, что сами бизнес-школы не ожидали подобного роста. Однако объяснения неожиданного всплеска интереса к бизнес-образованию у них есть: эксперты уверяют, что нечто подобное наблюдалось в период краха первой волны «новой экономики» - спекулятивных «дот-комов». В результате одни потенциальные слушатели МВА остались без работы, другие же сознательно взяли тайм-аут на несколько лет - для повышения квалификации и конкурентоспособности на рынке труда. Параллельно с ростом количества абитуриентов программы full-time растет интерес и к другим версиям МВА - part-time и Executive МВА. По мнению экспертов американских бизнес-школ, в данном случае в отличие от классической МВА слушателями становятся не менеджеры, которые по тем или иным причинам расстались с работой, а те, которые сохранили ее и намерены наращивать профессиональные компетенции без отрыва от исполнения служебных обязанностей. У стойкого интереса к бизнес-школам в период экономического кризиса есть и своего рода страховочный оттенок. С дипломом престижной бизнес-школы легче найти работу при любой рыночной конъюнктуре: трудоустройство облегчают неформальные связи выпускников, преподавателей и представителей рекрутинговых компаний. Классикой жанра стал случай, произошедший после краха Lehman Brothers: сотрудник University of Chicago Graduate School of Business обзвонил всех выпускников 2008г., работавших в злосчастном инвест-банке, и организовал встречу, чтобы помочь им сориентироваться в кризисной ситуации. Согласитесь, такой ответственный подход к выпускникам дорогого стоит. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ БОССА Топ-менеджмент, как и другие категории персонала, с интересом относится к систематическому повышению профессиональных и личностных компетенций. Однако руководители высшего звена остаются одной из самых труднообучаемых категорий сотрудников. Причины связаны как с банальной нехваткой времени, так и с особенностями восприятия высокопоставленными управленцами новой информации: что-то они уже читали, слышали, проходили, иногда их не устраивает бизнес-тренер или коуч, иногда - предлагаемый курс. В итоге корпоративные бюджеты на обучение зачастую лежат мертвым грузом или расходуются нерационально. По данным российской компании «Амплуа-Брокер», в России на обучение одного топ-менеджера тратится свыше 7 тыс. евро - против 4438 евро в Германии и около 2 тыс. евро в среднем по Европе. По подсчетам «Экопси консалтинг», за год новое обучение в тех или иных формах проходят в среднем около 30% российских «топов». Все больше российских компаний перенимают международную практику, согласно которой не менее 3% совокупного фонда оплаты труда персонала расходуется на обучение. Из приводимой «Ведомостями» таблицы видно, что наибольшей популярностью пользуются коучинг и другие формы наставничества с привлечением внешних специалистов. Увы, топ-менеджеры - народ разборчивый, даже капризный: они не только предъявляют претензии к коучам и бизнес-тренерам, но и чаще предпочитают услуги зарубежных компаний сервису от соотечественников. По данным исследования «Амплуа», в 62% случаев руководители проходят обучение у западных специалистов и лишь в 37% прибегают к помощи российских. Характерно, что очень редко бизнес при организации обучения пытается опереться на внутрикорпоративные ресурсы: лишь около 1% образовательных программ связано с использованием опыта и возможностей «бизнес-пенсионеров», в то время как в Европе и США практика такого наставничества распространена несравнимо шире. Тем не менее инструментарий организации образовательного процесса в бизнес-школах постоянно расширяется. Как констатирует E-xecutive.Ru, даже в довольно консервативных на первый взгляд программах MBA растет доля обучения с помощью компьютерных симуляций. В онлайновых бизнес-симуляциях видят неплохую замену традиционным кейсам, причем замену достаточно эффективную: такие программы позволяют имитировать управление компанией во взаимодействии с другими участниками в рамках виртуальных бизнес-игр. В качестве примера популярной бизнес-симуляции приводится Global Management Challenge. Однако спектр возможностей современного ПО в бизнес-образовании не ограничивается только этим примером. Большое будущее предрекают уже использующимся программам, ориентированным на развитие у слушателей определенных управленческих и личностных навыков и позволяющим преподавателям контролировать ход обучения. Бизнес-симуляции могут проводиться как в режиме реального времени - прямо в аудитории, так и в индивидуальном порядке, при подготовке домашних заданий. Подобные программы уже применяются и рекрутерами, проверяющими с их помощью степень освоения соискателем курса МВА. Несмотря на большие потенциальные возможности бизнес-симуляций, у них мало шансов полностью вытеснить кейсы в ближайшее время. Во-первых, кейсы дешевле в разработке. Во-вторых, компьютерная симуляция предусматривает изолированный режим решения управленческих задач, в то время как практический менеджмент - это в первую очередь взаимодействие с другими людьми. В-третьих, несмотря на стремительный рост популярности симуляций, и преподаватели, и слушатели бизнес-школ пока демонстрируют умеренный консерватизм, предпочитая решать бизнес-задачи «в реале». КАКИЕ МЕТОДЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ Метод Топ-менеджеры Коучинг с привлечением внутренних специалистов 18% Коучинг с привлечением внешних специалистов 42% Наставничество - Участие в кросс-функциональных проектах 48% Стажировки внутренние 30% Стажировки внешние (обмены, визиты в компании) 30% Обучение действием (реализация внутренних обучающих проектов) 18% MBA внешний 36% МВА корпоративный 4% Источник: «Ведомости», 2008 Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Несмотря на негативный эмоциональный фон, вызванный глобальным экономическим кризисом, спрос на бизнес-образование и обучение растет. Причем касается
|
|