"В протоколе (заседания белорусско-латвийской межправительственной комиссии по экономическому и научно- техническому сотрудничеству - ИФ) белорусская сторона подтвердила готовность работать на условиях прямого договора с "Kalija parks" и железной дорогой с целью оптимизации тарифов по перевозке и перевалке и сохранению конкурентоспособности", - сообщил Н.Зайченко.
В протоколе также отмечен факт снижения объемов перевалки хлоркалия через порт Вентспилса, проинформировал министр. "К сожалению, произошло так, что идет переориентация грузов на Клайпеду - там и расстояние ближе, и тарифы выгоднее", - констатировал он. Н.Зайченко также напомнил, что на заседании межправительственной комиссии "последние три года белорусская сторона постоянно обращала внимание на то, что конкурентоспособность порта Вентспилса падает". Как подчеркнул Н.Зайченко, "Беларуськалий" и "Kalija parks" должны самостоятельно договориться по вопросам поставок хлоркалия через порт Вентспилс.
"Но для этого нужны шаги и понимание того, что если в Литву выгоднее, то в Латвию не повезут, - заметил он. - У "Беларуськалия" есть возможность и право выбора. И заставлять его правительственной или межправительственной комиссией "нет, ты повези в Вентспилс, а туда дороже" мы не можем. Они должны договориться сами".
Как сообщало ранее агентство "Интерфакс-Запад", по утверждению АО "Kalija parks" в результате снижения перевалки белорусских калийных удобрений через порт Вентспилса по итогам января-сентября 2008 года ущерб Латвии составил 25 млн евро.
По итогам девяти месяцев текущего года объем их перевалки составил менее 1 млн т при договоренности на год в 3,5 млн т. При этом, по словам председателя совета АО Николая Баштового, латвийская сторона предоставила "беспрецедентные" ценовые условия по перевалке хлоркалия. Он также заявил о предвзятом отношении белорусского производителя калийных удобрений к АО "Kalija parks".