ОСЕНЬ МЕЛЬПОМЕНЫ
Осень мельпомены
Галерка Алексей СТРЕЛЬНИКОВ http://www.belgazeta.by/20081020.42/430626831 Сентябрь в театрах - традиционно скучное время. Все только-только возвращаются из отпусков. А чего хочется после отпуска? Правильно, опять в отпуск. Поэтому вполне понятна радость, с которой Театр имени Янки Купалы и Театр белорусской драматургии отправлялись на фестиваль в Крым. В таком фестивале главное как раз не победа, а какое-никакое участие. Хоть на пару дней. Тем, кому с сентябрьскими командировками в Крым не повезло, имели то, что имели - начало театрального сезона. Оно прошло под знаком ожидания двух фестивалей: «Смотрим Шекспира» (благотворительный проект «Белгазпромбанка») и V фестиваля театров кукол. Это самое ожидание лучше всего коротать просмотром пропущенных в спешке недавних премьер, да и пересмотреть некоторые спектакли не помешает. Главное, что прошло летом мимо, - премьера «Ядвиги» в Купаловском. Тандем драматурга Дударева и режиссера Раевского, самый успешный в белорусском театре за последние три десятилетия, завершил этим спектаклем историческую трилогию, начатую «Князем Витовтом» и «Черной панной Несвижа». Связь между спектаклями трилогии весьма условная, к тому же «Князя Витовта» сняли с репертуара уже давно, да и театральная мода на отечественную историю уже стала историей. Сам по себе спектакль представляет собой ряд интересных сценических находок (висящие цепи), несколько хороших исполнений и вполне предсказуемый сюжет. Только вот цельного впечатления не осталось, уж слишком много всего хотели авторы сказать: и про любовь, и про сильное государство, и про униженных и оскорбленных. В итоге, как всегда, внятно сказано немного. Для премьеры это, в принципе, нормально: раньше принято было говорить, мол, спектакль еще «вырастет», «усядет», станет впору. Но сейчас спектакли со временем только все больше рассыпаются да рассыхаются. Именно к такому невеселому выводу приходишь, пересмотрев ряд когда-то очень хороших спектаклей в Театре имени М. Горького, который вошел в рабочий ритм раньше остальных, еще в августе. Сезон у этого театра будет крайне напряженным, хотя ближайшая премьера назначена только на конец октября: режиссер Валентина Еренькова готовит спектакль «Женихи» по гоголевской «Женитьбе». Но прежде всего мы ждем обещанный на декабрь булгаковский «Бег», который станет экзаменом для нового главного режиссера театра Сергея Ковальчика. Так или иначе, поклонникам остается пересматривать старый репертуар, потому уместен визит на восстановленные этой весной спектакль Аркадия Каца «Земляничная поляна» и авторимейк Бориса Луценко «Трехгрошовая опера». Их показ приостановили в связи с проблемами с авторскими правами, так что в каком-то смысле это тоже премьеры. Когда-то это были очень хорошие спектакли, даже лучшие. Тем обиднее видеть, что с ними сделало жестокое время... В «Трехгрошовой», например, произошли актерские пертурбации, и в главных ролях стало больше молодежи. Это здорово, этому материалу молодой задор, кажется, очень даже полезен, но куда-то делась ансамблевость, слаженность, спектакль будто состоит из ряда сольных реприз - может, и хороших самих по себе, но, увы, не самодостаточных. В «Земляничную поляну» на роль Сары введена Вероника Пляшкевич. Актриса хорошая, роль будто специально под нее, но из этих реплик, сказанных вроде бы вовремя и с точной интонацией, почему-то не возникает того самого важного для спектакля «земляничного» запаха навсегда ушедшей юности. Кроме этого, из спектакля совсем пропал тот четкий ритм, который роднил его со знаменитым фильмом. Зато очень порадовала Александра Богданова. Артистку когда-то отметили «Хрустальным цветком» как лучшую дебютантку, но после этого у нее были разве что яркие эпизоды. В спектакле Алексея Лелявского «Каштанка» она играет главную героиню, и это сам по себе блестящий пластический этюд - актрисе удается передать все повадки маленькой собачки. А в контексте оформления это все вырастает в образ того, как трудно быть наивной и непосредственной в этом жестком мире. Спектакль идет в «детское» время, но кажется, что взрослая публика, которой интересен зрелищный изобретательный театр, много потеряет, не сходив на него. На октябрь перенесена и другая премьера Алексея Лелявского, уже в его собственном Кукольном театре - «Легенда о белой вишне»: именно ею должен был открываться кукольный фестиваль. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сентябрь в театрах - традиционно скучное время. Все только-только возвращаются из отпусков. А чего хочется после отпуска? Правильно, опять в отпуск. П
|
|