Свобода в рамках принуждения
Свобода в рамках принуждения
Сохранение жесткого административного контроля за реальным сектором экономики грозит свести на нет все антикризисные меры белорусского правительства. Александр АЛЕСИН Длительное отрицание властями РБ опасности, которую несет нашей экспортно ориентированной экономике мировой финансовый кризис, в значительной мере усугубило его негативные последствия для отечественных субъектов хозяйствования. Мол, нет кризиса — нет и необходимости в мерах по нейтрализации его пагубного влияния. Более того, хотя в конце лета — начале осени 2008 г. произошло значительное сокращение платежеспособного спроса на изделия белорусской промышленности на основном для нее российском рынке, министерства продолжали жестко понуждать подведомственные им предприятия к наращиванию валовых показателей. Следствием этого стали связывание в "железе" значительных объемов финансовых ресурсов, накопление сверхнормативных запасов готовой продукции и, наконец, дефицит оборотных средств. Жареный петух клюнул. Прозрение на "капитанском мостике" наступило лишь тогда, когда склады и отгрузочные площадки флагманов белорусской индустрии оказались до отказа забиты станками, автомобилями и тракторами, а для поддержания технологического цикла не осталось денег. 23 декабря было созвано заседание президиума Совета министров, на котором рассматривались "меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных предприятий страны". Ну что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Задавая тон обсуждению, премьер- министр Сергей Сидорский отметил, что неплатежи белорусским предприятиям от партнеров из других стран, которых коснулся мировой финансовый кризис, выросли на 60%. Это не могло не сказаться отрицательно на оборотном капитале наших экспортеров. Причем многое говорит за то, что сложившаяся ситуация продлится "продолжительное время", так как "стабилизации на внешнем рынке пока не наблюдается". Была поставлена задача поддержки отечественных производителей, в том числе путем пополнения их оборотных средств. Поддержка может быть как комплексная, так и индивидуальная. Комплексная будет направлена на облегчение работы всех предприятий-экспортеров, индивидуальная коснется конкретных организаций. В Беларуси на поддержку системообразующих банков и банковской системы уже направлено 3 трлн. BYR. Главное условие — чтобы эти деньги были использованы для поддержки реального сектора экономики. Особый упор будет сделан на реализацию программы инновационного развития. Предприятия, которые за счет модернизации обеспечили себе конкурентоспособность, и получат прежде всего государственные средства. С точки зрения теории — все правильно. С докладом о проекте мероприятий, призванных смягчить негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику страны, особенно на ее промышленный сектор, выступил министр экономики Николай Зайченко. Речь шла о поддержке экспорта и сохранении внешних рынков сбыта, повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, стабилизации финансовой составляющей организаций и оптимизации затрат, связанных с производством и реализацией продукции. В качестве основных способов достижения означенных целей было предложено осуществить возмещение из средств госбюджета части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставить беспроцентный налоговый кредит организациям, испытывающим трудности с реализацией продукции. Помимо этого, планируется освободить от таможенных пошлин отдельные виды ввозимого производителями для собственных нужд сырья, материалов и комплектующих, которые не производятся в Беларуси. Установить льготные тарифы на природный газ, электрическую и тепловую энергию для системообразующих, энергоемких предприятий. Со слов Н. Зайченко следовало, что по большинству перечисленных мер уже разработаны и внесены в правительство соответствующие нормативно-правовые акты. Так, по предложению отраслевых министерств и ведомств подготовлены проекты постановления Совмина о возмещении в 2009 г. юрлицам части процентов за пользование банковскими кредитами, а также постановления о предоставлении налогового кредита. Уже сформирован и проект перечня организаций, которым в 2009 г. будет возмещена часть процентов по кредитам (предварительно в нем заявлено 73 предприятия). Сумма господдержки оценивается в 153,6 млрд. BYR (нынче это где-то 58 млн. USD). На получение беспроцентного налогового кредита на НДС и на налог на прибыль претендуют 95 субъектов хозяйствования. Срок налогового кредита — 1 год. Основными его получателями назначены валообразующие и системообразующие предприятия Минпрома, Минстройархитектуры, концернов "Беллегпром", "Беллесбумпром". Министр экономики сообщил и о планируемом пересмотре решения Нацбанка об отмене предоплаты за счет собственных средств. Кроме того, рассматривается вопрос уценки сырья и материалов до уровня цен последнего приобретения. В январе 2009 г. это мероприятие должно быть реализовано. Ведется также разработка соответствующих распоряжений президента об установлении нормативного распределения выручки. В качестве одной из важных антикризисных мер, которую намечено реализовать в I квартале 2009 г., предусматривается и создание национальной лизинговой компании. Это должно поспособствовать продвижению белорусских экспортных товаров на внешний рынок. Очевидно, следует согласиться с тем, что большинство подготовленных правительством решений — "в тему". Но вот какая незадача: принимать их надо было еще в октябре. Да и эффект от их реализации во многом будет смазан, если сохранится действующая практика административного диктата над производителем. Ему, если следовать законам рынка (который окружает нашу управляемую по всем параметрам страну), условия может диктовать только покупатель. Да кто ж им даст?. Однако относительно того, что чиновники откажутся от управления экономикой "именем революции", существуют сильные сомнения. Даже после того, как президент А. Лукашенко 31 декабря на совещании с активом Могилевской области потребовал оставить руководителей предприятий в покое и дать им возможность принимать нестандартные решения для преодоления кризисных явлений. "Им нужно выживать в непростых условиях, любой ценой удержать внешний рынок, продавать продукцию и сохранить рабочие места". Дело в том, что неделей раньше, на торжественном открытии ледовой арены в Березе, глава государства прилюдно дал правительству поручение, по сути, противоречащее приведенному выше тезису. А именно: проанализировать, чем торгуют сегодня на внутреннем рынке индивидуальные предприниматели, и обеспечить производство аналогичных товаров на белорусских предприятиях. То, что эта фраза не является случайной оговоркой, подтвердило и провозглашение им на упомянутой встрече с активом (в который, кстати, уже раз) курса на максимальное импортозамещение. Но если выказано намерение развязать инициативу отечественного производителя, то и определять, чего и сколько выпускать, где и каким образом продавать с прибылью (а именно при этом условии возможно сохранить персонал и выплачивать ему зарплату), должен именно он — производитель, а не некие стоящие над процессом инстанции. Не надо быть большим провидцем, чтобы догадаться, какое из двух практически взаимоисключающих указаний высшего должностного лица государства с большим энтузиазмом будет принято к исполнению должностными лицами более низкого ранга. По тропе чучхе. Выступая 5 января в Жодино во время посещения Белорусского автомобильного завода, премьер-министр С. Сидорский провозгласил, что в условиях мирового финансового кризиса полки наших магазинов должны быть заполнены отечественными товарами. "Мы должны вернуться к производству максимально большого ассортимента промышленной продукции для потребительского рынка — от простых изделий до сложных", — заявил он. В связи с этим в ближайшие два-три месяца будет принята комплексная программа развития импортозамещения в Беларуси. Причем она будет регламентировать не только выпуск потребительских товаров, но и комплектующих для отечественных заводов, производящих машины и оборудование. По словам руководителя правительства, такое поручение дал глава государства, и оно будет выполнено. "Нравится это кому-то или нет, но над импортозамещением мы будем работать и расширять эти позиции". Тем более что на ряде предприятий доля импортных деталей, узлов и агрегатов составляет от 40 до 70%. Вполне возможно скопировать часть этих завозных комплектующих и наладить их производство на собственных заводах, загрузив свободные мощности. То, что ряд предприятий получит задания по изготовлению комплектующих для флагманов белорусской индустрии, подтвердил журналистам и министр промышленности РБ Анатолий Русецкий. "Если раньше было целесообразным развивать импортозамещающее производство с объемом не менее одной тысячи единиц, то сейчас предложено производить и более мелкие партии с учетом невысокой рентабельности", — отметил он. Главное в данной ситуации — загрузка предприятий, выплата заработной платы, сохранение производственного потенциала. Вопрос о том, насколько импортозамещающие изделия окажутся приемлемыми для потребителей (и частных лиц, и промпредприятий) с точки зрения как цены, так и потребительских свойств, при такой постановке проблемы просто остается за скобками. Между тем потребительская паника начала текущего года (вызванная девальвацией белорусского рубля) вряд ли повторится ввиду исчерпания заначек у рядовых граждан и начавшегося падения их доходов. Да и не факт, что чисто белорусские по происхождению грузовики и тракторы будут иметь экстраординарный спрос за рубежом. Одним словом, чьи изделия покупать, и обыватели, и предприятия должны решать сами, исходя из соображений элементарной выгоды, в противном случае импортозамещение обернется напрасно потраченными деньгами и трудом, так и не выполнив отведенную ему роль палочки-выручалочки. Но правительство не собирается ограничиваться лишь сферой производства и намерено обратить свое внимание на расширение и укрепление товаропроводящей сети наших промышленных предприятий на внешних рынках. По мнению премьера, "ТПС за рубежом должна быть наша и ее должны возглавлять наши люди, которые обязаны выполнять техническую и технологическую политику белорусских предприятий, а не то, что им захочется". То есть вопросы построения товаропроводящих сетей поставщиков теперь также будут держаться на постоянном контроле. Получается, что теперь ничто не останется за пределами внимания создаваемой в стране структуры поддержки валообразующих предприятий. И так как на внешнем рынке ситуация постоянно меняется, каждую неделю все их действия будут отслеживаться и сверяться, предприниматься все необходимые меры, с тем чтобы они работали с положительной динамикой и наращивали экспорт. Так что дерзайте, господа директора! Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сохранение жесткого административного контроля за реальным сектором экономики грозит свести на нет все антикризисные меры белорусского правительства
|
|