Министр образования плодами своего труда доволенСегодня в Минске на коллегии Министерства образования подводили итоги прошедшего года и слегка коснулись перспектив. Белорусские дети — детсадовские дети Большинство (81,2%) белорусских детей ходят в детский сад. Теперь в 4 109 дошкольных учреждениях воспитывается 365,3 тысячи детей. «Нам этих детей доверяют. Безусловно, это доверие надо оправдывать», — сказал министр образования Александр Радьков. В качестве подтверждения оправданного доверия он назвал некоторое снижение заболеваемости детей дошкольного возраста — на 4%. В связи с увеличивающимся количеством рожденных детей в последние годы и с тем, что сидеть маме дома, а тем более нанимать няню у нас — роскошь для избранных, дети растут в детских садах. Но попасть туда очень даже непросто. Как отметил министр, «не всегда обоснованно формируется очередь на получение этой образовательной услуги, особенно в областных городах и даже в сельской области». Решить проблемы поможет Программа развития системы дошкольного образования, на которую предлагается направить до 2014 года свыше 490 млрд. рублей. В рамках программы будут построены 73 дошкольных учреждения. Здесь, по словам Александра Радькова, важно все тщательно посчитать: «Случается, сегодня садик заполнен до предела, а завтра он пустой. Характерно, что по стране удовлетворить запрос на детские места в садах можно на 114%. Это потому что в сельской местности в садиках — 120 мест, а посещает их, в среднем, 20 человек». Планирует Минобразования и повышать престиж работников детских садов. Однако в крайности бросаться не собирается и резко поднимать зарплату не будет. Министр даже привел в качестве аргумента журналистский материал, в котором высказывалось предположение, что если поднять воспитателям и нянечкам зарплату, то в сферу дошкольного образования может придти много случайных людей. Пока же из этой сферы идет явный отток кадров, и Министерство все же внесло в Совет министров предложение зарплату поднять, используя при этом и возможности местного бюджета. Министерство считает переход школы на 11-летку безболезненным Судя по всему, в Министерстве образования очень гордятся тем, как быстро и точно смогли исполнить декрет президента от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования». Шутка ли, перевести школьную машину на 11-летнее образование за неполных три месяца. И пусть себе общественность и государственные мужи, говоря словами депутата Владимира Здановича, признали реформу диверсией против белорусской школы, все прошло гладко, считает министр. «Здесь помогли наши лучшие учителя, которые наравне с учеными Академии наук включились в эту работу. Таким образом, программы сделали современными, не перегруженными, в тоже время обеспечивающими качество продвижения учащихся по образовательному процессу», — отметил Александр Радьков. Любопытно, что, хотя программы и изменились в сторону упрощения, министерство сочло необходимым переучивать учителей. По словам министра, около 7 тысяч преподавателей школ прошли через курсы повышения квалификации за последнее время. Естественно, эти курсы проходят не во время детских каникул, а в течение учебного процесса. Это означает, что учитель может отсутствовать в школе около двух недель, и хорошо, если его будет, кем заменить. Особенно болезненно воспринимается это в выпускных классах. Смогли, считает Радьков, в министерстве справиться и с проблемой нехватки учебников и учебных пособий по ряду предметов. Министр считает, что в целом учебников хватает, а проблема заключается в недостатках их распределения между школами. Дети же и учителя говорят другое — во многих школах занимаются по учебникам только в классах, а дома предлагают использовать либо распечатки, либо электронные носители. С эти же не все просто. Говоря об электронных учебниках, министр уже не был так оптимистичен, как ранее: «Мы планировали, что к концу прошлого года во всех школах будет высокоскоростной интернет. Однако не смогли договориться с Министерством связи». Это означает, что как не было интернета в глубинке, так и нет. Можно только представить, как решают там директора вопрос нехватки книг. Не от руки же учебники переписывают. Еще министра беспокоит, чтобы конкурс в лицеи и гимназии не перешел в конкурс родителей. «Теперь сфера образования ушла с призовых мест по коррупции, что нас радует. Ранее наша отрасль считалась весьма коррумпированной. Все изменилось, в том числе благодаря тестированию. И сколько бы его не ругали, однако в этой системе нет соблазна, нет ситуации, предполагающей дачу взятки», — говорит он. Белорусские дети не умеют правильно читать В результате работы некоррумпированной и слаженной системы образования Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности населения — 99,6%. Уровень грамотности молодежи (99,8%) является одним из самых высоких в мире. Министр подчеркнул, что в рейтинге развития образования наша страна занимает 25-е место в мире и находится, таким образом, среди лидеров. В системе работает 469 тысяч человек. Это второе место по занятости после Министерства промышленности. В начале 90-х годов было пятое. В целом же белорусы очень грамотны: «Уровень образованности населения приближен к развитым странам мира. Рецепт выхода из финансово-экономического кризиса только один — ставка на знания, на экономику знаний». И все же, какая бы чудесная белорусская школа ни была, все огрехи подготовки в ней всплывают на централизованном тестировании. Одно дело говорить, что оно не позволяет полностью себя показать талантливым детям, другое, подчеркивает министр, когда из года в год абитуриенты делают одни и те же орфографические ошибки на тестировании или не могут решать определенный вид задач. Получать высокие баллы по ряду предметов им мешает банальная причина: «Не умеют читать текст. Абитуриенты не могут функционально осознать, что от них требуется. Часто случается, что знания есть, а применить не могут. Что-то не так значит в нашей программе или методике». Как бы там ни было, близится вступительная кампания. Дети сдадут экзамены в школах, а 15 июня уже состоится первое централизованное тестирование. И хотя Минобразования не однажды ориентировало школьников на приобретение рабочей профессии, очень многие будут штурмовать вузы. В этом году это может сделать каждый, кто набрал хоть какое-то количество баллов при тестировании. Можно предположить, что, учитывая увеличенный выпуск в 9-х и 11-х классах, конкурс будет немаленький. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня в Минске на коллегии Министерства образования подводили итоги прошедшего года и слегка коснулись перспектив.
|
|