Диалог о СМИ состоялся. Что дальше?
6 февраля 2009 Общество
TUT.BY 4 февраля в Национальной библиотеке состоялся круглый стол "Законодательство о СМИ как фактор развития национального информационного пространства", организаторами которого выступили Министерство информации и Белорусский союз журналистов. Участниками этого мероприятия стали более 50 человек, руководители государственных и негосударственных СМИ, общественных объединений, представители Института журналистики БГУ, ОБСЕ, Еврокомиссии в Беларуси. Это мероприятие не могло остаться незамеченным, во-первых, в силу того, что оно состоялось по инициативе официальных структур, во-вторых, потому, что 8 февраля вступает в силу новый закон о средствах массовой информации, к которому независимые журналисты предъявляют ряд претензий. Возможно, кто-то и назовет закон о СМИ узким, отраслевым, но он касается каждого из нас, поскольку затрагивает право граждан на получение информации, а это крайне важно, не зря прессу называют четвертой властью. Своими впечатлениями от круглого стола и ожиданиями от сотрудничества с официальными структурами с посетителями TUT.BY поделились участники мероприятия председатель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина и юрист БАЖ Андрей Бастунец. К обсуждению подключились и пользователи портала. Свое мнение о прошедшем мероприятии также высказали председатель Белорусского союза журналистов и главный редактор газеты "Рэспулiка" Анатолий Лемешенок, главный редактор еженедельника "Аргуметы и факты в Белоруссии" Игорь Соколов, главный редактор газеты "Народная воля" Иосиф Середич и генералный директор ИК "БелаПАН" Алесь Липай. Обмен мнениями АБ Это был обмен мнениями, то есть не просто пришли, высказали свою точку зрения и разошлись. Как раз звучали реплики и ответы на те проблемы, которые озвучивали представители независимых СМИ и мы. Отвечали в первую очередь Наталья Петкевич и Лилия Ананич. Другое дело, какова была цель этого обмена. Это остается вопросом. Не уверен, что после того, как эти мнения были высказаны, официальная сторона как-то изменит свое отношение к происходящему. ЖЛ Я, может, более оптимистично отвечу, но я все-таки верю, что если постоянно долбить камень, то можно чего-то добиться. Сегодняшний круглый стол был нужен для того, чтобы компенсировать ту гонку, которая было связана с принятием закона. Закон поступил в первом чтении и был одобрен Верхней палатой в течение восьми дней, включая выходные. В канун принятия закона нас абсолютно лишили возможности обсуждать этот закон. Я считаю его одним из самых ключевых для нашего общества, но он не выносился на обсуждения общественности! Наши юристы в считанные часы готовили экспертизу, рекомендации и передавали их парламенту. Мы обратились тогда к каждому депутату нижней палаты Кстати, сегодня на круглом столе я сама первый раз услышала, что указ президента о подготовке закона о СМИ был подписан в 2001 году. Поэтому принятие закона в течение 8 дней, конечно же, обескураживало. О чем говорили представители БАЖ и негосударственных СМИ АБ Я говорил о проблемах, которые могут возникнуть в связи со вступлением в силу нового закона, а также о тех, которые существуют на сегодняшний день. Мы хотели бы получить ответы и еще раз обратить внимание на регрессивные нормы белорусского законодательства. Это, например, проблема статуса журналиста-фрилансера, которая неизбежно возникнет после того, как будет введено новое свидетельство журналиста. Это проблема распространения независимых изданий. Говорил об ужесточении ответственности СМИ по новому закону. Сейчас можно будет закрыть издание после двух предупреждений Мининформа, независимо от того, что это за нарушения. Ранее в статье 5 закона содержался перечень таких нарушений. Я коснулся также темы ответственности журналиста. Так, в действующем законе 47 статья освобождает от ответственности журналистов и издание в нескольких случаях - при перепечатке у другого СМИ, в случае при перепечатке выступления сессии делегатов и т. д. В нынешнем же законе перечень таких оснований уменьшен, перепечатка материалов у других СМИ уже от ответственности не освобождает. В случае получения информации у политических партий и общественных объединений, ее надо перепроверять журналистам. Мы настаиваем на исключении нормы, ужесточившей ответственность СМИ. Что касается печатных изданий, то в европейских странах вообще нет министерств печати. Нет органов государственного регулирования, которые контролируют деятельность СМИ, а у нас он наделен достаточно серьезными полномочиями вынесения предупреждений, за которые можно издание закрыть. Возвращение хотя бы прежней ситуации с ограничением ответственности журналистов и СМИ. Изменение формулировок, касающихся аккредитации и отношение к аккредитации. И, безусловно, замораживание ситуации с регистрацией интернет-СМИ. Когда экономика вытесняет идеологию, нельзя жить по тем принципам, по которым живут государственные СМИ ЖЛ Основная цель моего выступления бал донести свою "неновую" мысль о том, что чем меньше свободы у СМИ, тем меньше ответственности. И в первую очередь это касается государственных СМИ. То, что не оправдало моих ожиданий - что я не услышала обеспокоенности моих коллег меняющейся ситуацией. Сейчас, когда экономика целиком вытесняет идеологию, уже нельзя жить по тем принципам, по которым живут государственные СМИ. Я говорила о дистанции, которая сегодня существует между ожиданиями нашей аудитории и между представлениями журналистов о том, чего от них ждет читатель. Источником финансирования во всем цивилизованном мире является реклама. А что у нас сегодня представляет собой рекламный рынок, по каким законам он развивается? Демпинговые цены! Как может быть обеспечена устойчивость издания? В нынешней ситуации, когда госСМИ занимаются информационным обеспечением каких-то мероприятий или просто выполняют указы, они снимают с себя ответственность, перекладывают ее на плечи идеологической вертикали и исполнительной власти. Говорила и об аккредитации. Наши региональные коллеги еще в худшей ситуации, чем столичные, они просто заложники местного чиновника, его представления о нормах закона, о его применении. На местах проблема доступа к информации иногда доходит до каких-то курьезов. Например, редактора газеты "Ганцавiцкi час" пригласили на собрание, посвященное качеству колодезной воды. Однако председатель сельсовета его не пустил на это собрание, мотивировав это тем, что у него нет аккредитации! Саморегулирование должно прийти на смену государственному контролю за СМИ Я отметила для себя, что самые популярные слова, которые звучали на круглом столе, - это "упорядочение распространении информации" и "регламентация деятельности" Я не услышала таких слов, как саморегулирование. Это то, что должно прийти на смену государственному контролю за СМИ. Кампания по подписке напоминает борьбу за урожай Жанна Литвина: Самые популярные слова, которые звучали на круглом столе, - это "упорядочение распространении информации" и "регламентация деятельности" Я сказала о бесперспективности задействования административного ресурса во время подписки. Это напоминает борьбу за урожай. Нам несколько месяцев назад попал в руки документ, который назывался "План мероприятий по обеспечению проведения подписки Брестского облисполкома". Вся атрибутика, которая используется во время борьбы за урожай, там тоже присутствует. Селекторные совещания, сдача сводок раз в неделю С одной стороны мы наблюдаем такое явление, а с другой - дискриминацию по отношению в 13 газетам, для которых подписка, распространение, продажа в розницу блокированы. Лилия Станиславовна (Ананич - первый замминистра информации) в очередной раз остановилась на этом и сказала то, что мы уже слышим на протяжении трех лет, - что это дело субъектов хозяйствования. Пришлось привести примеры той же самой региональной прессы, где тиражи государственных и негосударственных изданий почти равны! Просто непонятно, почему "субъектов хозяйствования" не интересует какая-то финансовая выгода. Но эту реплику уже никто не комментировал. Я обратилась к Якубовичу (Якубович Павел Изотович - главный редактор "Советской Белоруссии", руководитель общественно-координационного совета по СМИ) и сказала, что надо все начинать с самого начала и на первом заседании совета сформулировать роль и место средства массовой информации в обществе. Таким формулировкам, таким понятием, как "главный механизм в проведении государственной идеологии" сегодня просто не место в нашей жизни. И второй вопрос - привлечь внимание к распространению, потому что у нас есть Конституция, 34-я статья, которая гарантирует право граждан на получение, хранение и распространение информации. Такие предприятия, как "Белпошта" и "Белсоюзпечать" должны всячески содействовать в реализации этого права граждан. Тему аккредитации, доступа к информации поднимал и Алесь Липай (БелаПАН), и Ирина Крылович ("Белорусы и рынок"). Это то, с чем мы каждый день сталкиваемся. То есть с одной стороны - пожалуйста, распространяйтесь, а с другой вводятся какие-то искусственные ограничения на тиражи газет, которые продаются через киоски. В киоске газету не купить, а киоск одновременно отказывается принимать дополнительные экземпляры для продажи. Ответ на свой вопрос Ирина так и не получила. Иосиф Середич, главный редактор газеты "Народная воля" - Говорят, после драки кулаками не машут. Еще в августе прошлого года Лукашенко подписал новый закон о печати, он вступает в силу через 2 дня и сегодня обсуждать этот новый закон - нудное занятие. Он уже практически действует. Даже если бы сто поправок внесли в закон, у оппонентов все равно нашлись бы претензии. Что касается ситуации в Беларуси, то нам нужен не закон о печати, нам нужно решить одну архиважную проблему, нужно провести разгосударствление СМИ. Нет у президента Литвы своего радио, ТВ, газет, и живет Литва и развивается. До тех пор, пока журналистов будут делить на своих и чужих, на честных и нечестных, ни о какой свободе, либерализации, демократии, не может идти речи. Каким образом отстранить чиновников от узурпации СМИ? Это главная проблема, которая должна нас всех волновать. Со вступлением в силу нового закона о СМИ нужно сесть за разработку закона о разгосударствления масс-медиа. В ответ на эту мою реплику Ананич стала в позу адвоката власти: а вы знаете, что у нас давно этот процесс идет? у нас только треть изданий государственные. Но я же не вел речь об изданиях для любителей кроссвордов или рукоделия, я говорил об общественно-политических изданиях! С другой стороны, я считаю, что лучше садиться за круглый стол, чем объявлять друг другу войну. Со старым своим соратником Павлом Якубовичем мы не виделись уже два года, потому что мы почувствовали, что стали неинтересны друг другу. Но то, что мы с ним вчера сели за круглый стол, это уже позитивно само по себе. Иосиф Середич рассказал немного о том, как чувствует себя "Народная воля" после "возвращения из эмирграции" - Возвращение из любой эмиграции - это уже положительные эмоции. И результат налицо. Если до 1 декабря мы имели возможность печатать газету тиражом 10,5 тысяч экземпляров, то минувший номер мы отпечатали тиражом 20,5 тысяч. Сегодня читатели имеют возможность свободно купить газету. Конечно, это запоздалый шаг со стороны власти. Газета должна была давно вернуться из этой эмиграции из Смоленска. В экономическом плане пока еще не можем выправить ситуацию полностью. Если говорить о цене, то стоимость типографских услуг в Смоленске и в Минске - приблизительно один к одному. Но Белорусский дом печати требует предоплату на месяц вперед. А Белсоюзпечать ведет оплату за газету с опозданием в полтора-два месяца. Поэтому пока будем придерживаться режима строгой экономии. Я полагаю, что со структурами Белсоюзпечати мы все отрегулируем. В Минске у нас берут 4,5 тысячи экземпляров. Думаю, что с каждым месяцем будем увеличивать количество на тысячу. Не обошел вниманием Середич и участь "товарищей по несчастью": - Я этот вопрос поднимаю в завтрашней публикации в "Народной воле". О какой либерализации можно вести речь, если более 10 газет не имеют доступа к киоскам, каталогам, имеют проблемы с типографиями?"Власть должна отказаться от монополии" Значимую точку в конце круглого стола поставил Иосиф Павлович Середич. Он сказал, что закон - это хорошо, но ничего не изменится, не сдвинется с мертвой точки, пока мы не решим проблему и не начнем готовиться к разгосударствлению и демонополизации. Я с ним целиком и полностью согласна: для того, чтобы у нас что-то начало меняться, власть должна отказаться от монополии и на печатные, и на электронные СМИ, на распространение, на типографии, должна перестать относиться к СМИ как к составной части управленческого механизма, власть должна перестать видеть в масс-медиа пропагандистскую машину. "Нас услышали" АБ Позитивный момент этого мероприятия - то, что наши аргументы прозвучали, они были услышаны и какие-то положительные изменения, пусть не сразу, но со временем произойти могут. На большинство вопросов прозвучали ответы, была реакция. Будут ли какие-то продвижения? Я, как и Жанна, считаю, что капля точит камень, но честно говоря, у меня не сложилось впечатления, что каких-то серьезных сдвигов, в том числе с распространением СМИ, можно ожидать в ближайшее время. До этого круглого стола в отношении распространения СМИ я был даже более оптимистичен, чем сейчас. Именно потому, что официальные лица заняли позицию дистанцирования от этой проблемы, списывая все на отношения субъектов хозяйствования". Я не увидел желания и намерений ее решать. Негативное впечатление от этого круглого стола - именно то, что я не увидел желания решать проблему, связанную с распространением печати. Что касается ответственности журналистов и СМИ, то прозвучала фраза: "не надо нарушать законодательство, тогда не будет ставиться вопрос об ответственности". Мы обращали внимание на то, что аккредитация - не механизм получения разрешения на профессиональную деятельность, а создание благоприятных условий для деятельности журналиста. Нам сказали, что аккредитация есть всегда и везде и будет у нас тоже. Я говорил о невозможности судебного обжалования отказа в аккредитации, вспоминая случай с "Народной волей" и Мариной Коктыш, когда суд отказался принять ее жалобу. В ответ на это прозвучал комментарий Петкевич: если предоставлять всем возможность обжалования аккредитации, то суды могут быть завалены исками, потому что они будут предъявляться к любому органу, в том числе к Администрации президента. В соответствии с новым законом, в уставном фонде СМИ не может быть свыше 30% иностранного капитала. Эта норма не распространяется лишь не те издания с участием иностранного капитала, которые существовали до момента принятия закона. АБ Из уст официальных представителей звучало, что эта мера - защита информационного рынка от "когтей зарубежного капитала". Площадка для диалога В состав общественно-координационного совета по СМИ, созданного в октябре прошлого года, в январе получили предложение войти Жанна Литвина и главные редактора "Комсомольской правды в Белоруссии" и "Народной воли" Елена Миронова и Иосиф Середич. Чего ждать от деятельности этого совета и на что он сможет влиять? БСЖ и БАЖ Не мог остаться без внимания характер взаимоотношений между официальным союзом журналистов и Белорусской ассоциацией журналистов. ЖЛ Говорить о корпоративной солидарности вокруг разрешения наших общих проблем, наверное, пока рановато. Но какие-то симпатии, уважение сегодня публично демонстрировались. Сегодня не было этих ощущений и настроений, что мы где-то конкурируем, что у нас конфронтация Анатолий Лемешенок, председатель Белорусского союза журналистов, главный редактор газеты "Рэспублiка" Впечатления достаточно благоприятные. Получилась довольно острая, но вместе с тем продуктивная и плодотворная дискуссия. Все стороны приводили конкретные факты, выражали свои позиции. Любопытно, что на финише практически все спорившие сошлись на том, что в принципе нужно дать новому закону поработать и тогда будут видны его какие-то возможные изъяны. Но пока я не вижу ни одной позиции, которая бы ухудшала медийное поле страны. Любопытно, что из уст представителя Института журналистики прозвучало предложение, чтобы Белорусский союз журналистов и Белорусская ассоциация журналистов попытались, насколько это возможно, сблизить свои позиции. Ведь нам нечего делить! Кроме того, прозвучало предложение создать единый кодекс журналистской этики. Это предложение было принято обеими сторонами. Площадкой для обсуждения этих вопросов и станет общественно-консультативный совет во главе с Якубовичем. Возможно, в скором времени будут подвижки в этом плане. Ожидается, что первое заседание совета состоится в конце февраля или начале марта. Думаю, что в первой половине года вопрос о едином кодексе этики будет уже как-то решаться. Это было очень сильное мероприятие, - резюмировал Анатолий Лемешенок.ЖЛ К нам поступило обращение с просьбой подтвердить свое согласие на участие в Совете - мы подтвердили. Но других каких-то шагов пока не было. Я полагаю, что решение принято: мы включены в этот Совет. Я думаю, что в ближайшее время состоятся первое заседание. Самое главное, чтобы были сформулированы функции, полномочия совета, повестка дня. Пока судить о том, как это будет выглядеть, мне очень трудно, потому что нет никакого действия. Обращаю внимание на то, что совет ОБЩЕСТВЕННЫЙ. А он создается постановлением Совмина. Есть мировая практика создания советов, это в первую очередь орган саморегулирования, это то, что должно заменить собой этот контроль государства за средствами массовой информации. Члены совета не должны быть зависимы от политической власти. В самый последний момент включение нескольких "дополнительных" человек. Важно, чтобы члены совета понимали, сколько у них может быть полномочий. То есть, какие мы сами, такого мы отношения к себе и заслуживаем. Все будет зависеть от того, как о себе заявит совет, и что он будет собой представлять - будут его уважать или нет. Желание разговаривать с нами невозможно было представить 2-3 года назад АБ Полгода назад! ЖЛ Это наталкивает на мысль, что необходимость в диалоге с ЕС стала одним из факторов желания делать шаги власти навстречу негосударственной прессе. Но сегодня слово диалог прозвучало только одни раз и только из моих уст. Наверное, чистоты жанра, этого диалога, пока сегодня, к сожалению, нет. Фактор давления извне, необходимости делать эти шаги, наверное, присутствует. АБ Из уст Татьяны Подоляк (Институт журналистики БГУ) прозвучала идея, которая, боюсь как бы не осталась в сухом остатке после этого круглого стола: создать объединенный кодекс этики, поскольку в Законе о СМИ записано, что одним из принципов журналистской деятельности является соблюдение журналистской этики. Дать оценку этой идее на круглом столе мы не успели ЖЛ Кстати, эту идею поддержала Наталья Владимировна (Петкевич). Андрей Бастунец: Идея создания единого кодекса журналистской этики - неосуществимая, ненужная и даже вредная.АБ Я отрицательно отношусь к этой идее. Я отрицательно отношусь к тому, чтобы нормы, посвященные саморегулированию и журналистской этике, появились в законе. Не дело органам государственной власти в таком виде заниматься регулированием. Это дело самих журналистов. Кодексы этики могут создаваться в отдельных изданиях, сообществах журналистов. Важно, чтобы журналисты следовали им не под каким-то государственным давлением, а именно исходя из своего понимания ответственности профессии. Идея неосуществимая, ненужная и даже где-то вредная. Потому что это все вписывается в структуру вертикальной власти в Республике Беларусь: одна вертикаль власти, один кодекс этики, а в идеале один союз журналистов. Боюсь, что может произойти такая схема: в закон будут включены нормы, которые касаются саморегулирования и включены именно как обязанности журналиста. Создание единого кодекса этики под закон, который разработало государство, неизбежно превращает его в какой-то квазинормативный акт, который может подкрепляться в дальнейшем не силой авторитета, а силой государственного принуждения. И в результате выхолащивается сама суть этого кодекса, который должен быть ориентиром, показателем высоких профессиональных стандартов, а не набором правил, которые журналист должен выполнять. ЖЛ Я бы не сказала, что это вредно. Важно, чтобы в основе этих кодексов лежали демократические стандарты, стандарты журналистской деятельности. А у нас иногда создаются какие-то странные ситуации. Например, журналисты "Гомельской правды", приходя на работу, принимают присягу верности газете. Присяга верности рабочему месту. Я понимаю: присяга перед обществом, перед читателем, зрителем, слушателем. Ты берешь на себя какие-то обязательства, а перед рабочим место? Жанна Литвина отметила еще одну проблему, которую предстоит решить журналистскому сообществу: Публичное заключение договоров, публичная редакционная политика. Редакционная политика должна регулировать взаимоотношения между работодателем и журналистом, обязательства перед аудиторией. Это очень важная тема. Но, к сожалению, журналистскому сообществу в нашей стране это пока еще чуждо и мы не очень понимаем, для чего это нужно и почему это нужно. О чем говорили представители власти и государственных СМИ ЖЛ Наталья Петкевич говорила, что новый закон не направлен на зачистку медийного пространства. Обратила внимание на то, что перерегистрация СМИ будет происходить по уведомительному принципу. Сказала, что подписан указ президента, который предусматривает, что перерегистрация будет происходить без взимания госпошлин. По ее мнению, ажиотаж вокруг нового закона искусственный и надуманный. Старый закон устарел, а новый не ущемляет ни журналистов, ни редакцию, ни граждан. Русакевич сказал о том, что министерство - сторонник обсуждения всех проблем, что оно открыто для обсуждения, обратил внимание, что при принятии закона были учтены предложения и БСЖ, и БАЖ. И впредь отношения будут строиться в соответствии с Конституцией и профильным законодательством. Ну а дальше прозвучало, что министерство будет осуществлять контроль за соблюдением и регулирование законодательства.:) так что даже на таком круглом столе не получилось отойти от слов "контроль" и "регулирование". "Пока нет угрозы жесткого регулирования интернета" Одно из опасений участников рынка было связано с возможным регулированием интернет-изданий. Однако, как выяснилось, работа над соответствующим постановлением Совмина в настоящий момент приостановлена. ЖЛ В законе о СМИ не сформулировано, что такое интернет-СМИ и все было отдано на откуп правительству. Мы очень опасались, что это постановление по регулированию интернета будет принято в еще более закрытом режиме. И мы окажемся в какой-то момент перед необходимостью выполнять это постановление. Удалось выиграть время. В любой момент ситуация может измениться, но пока нет угрозы жесткого регулирования интернета. Это благодаря тому, что эти проблемы обрели характер публичности. Может, в этом тоже есть смысл этих круглых столов. Мы обращались в Мининформ с просьбой включить наших представителей в рабочую группу по разработке постановления. Буквально вчера мы получили письменный ответ из Министерства информации, за подписью замминистра Слободчука о том, что разработка проекта постановления приостановлена и что работа над этим документом на сегодняшний день не ведется. АБ На этом столе не прозвучало каких-то судьбоносных фраз, которые нас порадовали на прошлых мероприятиях. Официальные представители снова повторили позицию о том, что регистрации интернет-СМИ не будет, но это не стало сенсацией, поскольку мы это уже слышали. АБ Я думаю, можно сказать так: были озвучены две позиции: "мы приняли хороший закон, который устанавливает баланс в интересах общества, государства и журналиста" и "практика - критерий истины". Ну а все споры, которые возникают, это либо "перегиб на местах", либо "отношения субъектов хозяйствования". ЖЛ Из уст главного редактора газеты "Звязда" Владимира Наркевича прозвучало, что в прошлом году они получили государственную дотацию, но заплатили налоги, которые оказались в два раза больше дотации. Мне кажется, надо пойти каким-то другим путем. Может, ввести какое-то льготное налогообложение для белорусскоязычных изданий, для детских изданий, потому что им на самом деле очень сложно конкурировать и выходить на самоокупаемость. Я уверена, что такие издания нуждаются в поддержке. АБ Я считаю, что поддержка таких изданий должна осуществляться на конкурсной основе. Должен проводиться открытый публичный конкурс, который и будет определять, под какой проект будут выделены средства. У нас средства выделяются, есть список СМИ, которые получают поддержку. Никаких конкурсов, никаких тендеров Гости TUT.BY ответили на некоторые вопросы пользователей slabadaНа вашу думку, цi падмяняе Мiнiстэрства iнфармацыi суды, прыпыняючы выхад або лiквiдуючы СМI? Якая перспектыва ў гэтай праблемы ў сувязi з новым законам? АБ Ликвидация СМИ у нас производится судом по иску Министерства информации после вынесения двух предупреждений в течение года. Другое дело, что суд в случае, если предупреждение не будет обжаловано, автоматически удовлетворит такой иск. Что касается приостановления деятельности СМИ, то это осуществлялось действительно даже с подменой деятельности судебных органов, поскольку процедура приостановления не была прописана. В новом законе процедура приостановления деятельности СМИ прописана более четко: указано в каких случаях может быть приостановлена деятельность (если редакция не приняла меры по устранению нарушений). И это положительный момент, хотя сам факт сохранения в законе возможности приостановления деятельности СМИ по иску Мининформа, безусловно, это плохо. Игорь Соколов, главный редактор еженедельника "Аргументы и факты в Белоруссии", руководитель "Института PR" - Позитив, однозначно. Прекрасное мероприятие, на котором не просто высказывались различные позиции, но и решались многие вопросы. Интересные веши, которые обсуждались в кругу профессионалов, сразу же получали конкретные решения. А ведь это могло тянуться месяцами! Аудитория высказывала все свои предложения, страхи, сомнения и предлагала новые решения. За полдня конструктивного разговора, мне кажется, наши СМИ, вообще институт СМИ продвинулся на много месяцев, если не лет вперед. Такое количество руководителей крупнейших телеканалов, газет, информационных агентств, вместе с представителями власти собрать очень сложно. Организаторам удалось с самого начала построить диалог не по принципу книги жалоб, а по принципу двухсторонней коммуникации. Я думаю, это мероприятие помогло всем. Когда кто-то из журналистов задавал конкретные вопросы, тут же все это обсуждалось. Представители ОБСЕ давали хорошие рекомендации, делились опытом других стран. На мой взгляд фаната пиар - это великолепный механизм и жанр для формирования открытого общества, в котором СМИ - это очень важный мезанизм коммуникации Великолепное и очень грамотное решение было сделано, когда был создан общественный совет, который возглавил Павел Якубович как признанный гуру в журналистике и уважаемый практик. В этот совет вошли не только представители СМИ, но и Института журналистики БГУ и два объединения журналистов - БСЖ и БАЖ. Этот общественный совет - механизм саморегуляции. Создание совета - очень яркое решение и, надеюсь, что на практике вскоре даст свои плоды. Игорь Соколов назвал отличной идею создания единого кодекса журналистской этики.Какие еще положительные моменты есть в законе? Несомненно, положительный момент это то, что для регистрации СМИ сейчас не нужно получать согласование у местного исполнительного распорядительного органа. Это было барьером, который в принципе невозможно было преодолеть. Когда местный орган власти упирался, то обязать его даже через суд дать согласование на размещение СМИ было невозможно, и без этого у нас не регистрировались долгое время новые общественно-политические издания. Была норма о нормировании языка, она была также снята в последней редакции закона, была в законопроекте норма, которая носила крайне регрессивный и даже репрессивный характер, - о необходимости перерегистрации СМИ в случае смены адреса редакции. На последнем этапе эта норма была снята и в закон не попала. Якое ваша стаўленне да адсутнасцi тэрмiну даўнасцi ў справах па абароне гонару i годнасцi? АБ Шли разговоры о том, что эту норму надо устранить и ограничить. Кстати, на круглом столе именно от представителей государственных СМИ это звучало. Я согласен с тем, что надо вводить ограничения по сроку давности по таким искам, поскольку получается, что законом срок хранения журналистских материалов установлен, а иск может предъявляться и через год, и через два, и через три, после того, как материалы могут быть уже уничтожены. Ваш прагноз наконт вяртання ў дзяржаўныя сiстэмы распаўсюду зарэгiстраваных мясцовых недзяржаўных газет. ЖЛ Я склоняюсь к тому, что настолько эта проблема уже навязла в зубах, настолько утомила В общем, я с надеждой смотрю на эту ситуацию. Колькi краiн Еўропы можа пахвалiцца наяўнасцю дзяржаўных СМI? АБ В принципе в европейских странах вообще отсутствуют госСМИ, кроме тех, которые созданы для того, чтобы публиковать официальные акты, это информационные бюллетени, а не полноценные средства массовой информации. Это такая принципиальная позиция, поскольку считается, что государственные медиа неизбежно становятся инструментом пропаганды. И даже в России государственных СМИ немного. Есть "Российская газета", есть региональные издания, но ситуация абсолютно иная, чем в Беларуси. ЖЛ На Западе нормой является, когда у прессы много хозяев. В литовском законодательстве вообще органам госуправления категорически запрещено иметь СМИ. Даже когда они заводят свой сайт, он не должен носить признаков СМИ. В России и в Украине сейчас существует другая проблема. СМИ принадлежат олигархам и подчиняются их интересам АБ Да, Павел Изотович Якубович сказал, "нужна ли нам такая украинизация прессы" сегодня я бы ответил: нужна. Потому что лучше несколько хозяев, чем один. Нам нужно, чтобы СМИ были действительно средствами массовой информации, а не органами пропаганды. Нужно разгосударствление. Журналист должен быть журналистом, м не государственным служащим. Жанна Литвина: "Я думаю, что экономика вытеснит идеологию".ЖЛ Я думаю, что экономика вытеснит идеологию. Если бы у нас прошли реформы в экономике, если бы у нас прошел этот процесс либерализации экономики, то произошел бы взрыв: создание новых СМИ, оживление рынка рекламы. Для этого нужны очень серьезные экономические предпосылки. Значит, кризис может и благоприятно сказаться на ситуации со СМИ в Беларуси ЖЛ Хотя сегодня мы уже наблюдаем обратную сторону. Я до конца не знаю причину приостановления выхода газеты "Экспресс-новости". Но то, о чем говорилось публично, это ожидание экономических проблем. Обратная сторона этих кризисных явлений - закрытие СМИ. АБ Этот процесс уже очень заметен у наших соседей и европейских странах. Что следует понимать под аналогами печатных, телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, которые распространяются через глобальную компьютерную сеть Интернет? АБ Постоянно этот вопрос задавался и обращалось внимание, что интернет просто не может быть аналогом ни печатного, ни электронного СМИ. Это просто, наверное, непонимание сути интернета. Но такая формулировка осталась, как будет толковаться эта норма, сказать сложно. Но я думаю, что в первую очередь она будет касаться интернет-ресурсов, которые существуют при зарегистрированных СМИ. А это значит, что все нормы закона будут применяться к тем материалам, которые будут размещаться на сайтах, существующих при газетах и телерадиокомпаниях. ЖЛ Еще один важный вопрос, на который до сих пор нет ответа. Сайты - это СМИ или не СМИ? И нужно ли нам, чтобы их признали СМИ? АБ Уже звучало, что в добровольном порядке интернет-ресурсы могут зарегистрироваться в качестве СМИ. Я пока здесь вижу больше негатива, чем позитива. Получается, что на "аналогах" лежит больший груз ответственности, чем на медиа, которые распространяются только в интернете АБ Да, сегодня Лилия Станиславовна Ананич об этом сказала: в законе есть одна норма, которая касается деятельности интернет-ресурсов - именно аналогов печатных и прочих СМИ (статья 3 Закона). ЖЛ Я понимаю, есть газета "Народная воля" и есть сайт "Народной воля", и газета несет ответственность за информацию, размещенную на сайте. То есть "аналоги" поставлены в неравные условия с теми, у кого есть только интернет-версия? АБ Вопрос такой существует, и мы возвращаемся к трактовке слова аналог: будут ли рассматриваться в качестве аналогов газет их интернет-версии или же они будут самостоятельными проектами? Тут нужно исходить из того, что именно распространяется на аналоги. В первую очередь это касается вопроса ответственности, в том числе и прекращения деятельности сайта, вынесение предупреждения редакции за материал, который размещен на сайте. Эта проблема может появиться. Она уже стала перед "Прессболом" в связи с комментариями, которые появились на сайте. Тут мы подходим к неопределенности и сказать, как будет развиваться ситуация, невозможно АБ Закон вступает в силу 8 февраля. Было предусмотрено, что в течение 5 месяцев, т. е. до ноября, Совет министров должен был подготовить постановление о регулировании деятельности интернет-изданий. Такого постановления не появилось, а норма о распространения действия закона на интернет-аналоги традиционных СМИ осталась. Каким образом она будет меняться, сказать невозможно, если только не появится нормативный акт, который будет все растолковывать. Мы сейчас активно переписываемся с Министерством образования по поводу толкования Закона о СМИ, я думаю, что общественный совет может стать еще одной площадкой, где можно озвучить вопрос и пытаться получить официальное толкование. Алесь Лiпай, генеральны дырэктар iнфармацыйнай кампанii "БелаПАН" - Я думаў, што паколькi ў нас цяпер лiбералiзацыя, то павiнны былi б сябе паводзiць больш лiберальна. Але Пяткевiч зрабiла некалькi жорсткiх выказванняў i мяне гэта засмучае. У мяне дрэнныя прадчуваннi, але паглядзiм, што будзе 6 лютага (адбудзецца пасяджэнне грамадска-каардынацыйнай рады, створанай пра Адмiнiстрацыi прэзiдэнта). Я казаў пра парушэнне правоў журналiстаў падчас акрэдытацыi: адмаўляюць у акрэдытацыi не толькi на мерапрыемствы з удзелам прэзiдэнта, але i на звычайныя прэс-канферэнцыi БелаПАН не заўсёды пускаюць. На маё пытанне Пяткевiч адказала: уяўляеце, што будзе, калi на прэс-канференцыю прыдуць прадстаўнiкi 17 FM-станцый, але ж мы не FM-станцыя, а iнфармацыйнае агенцтва. На свае пытаннi мы канкрэтных адказаў не атрымлiвалi. Яны пераводзiлiся ў iншую плоскасць. Стваралася ўражанне, што Наталля Пяткевiч манiпулюе аўдыторыяй. Я не сумняюся, што гэты круглы стол быў арганiзаваны для Еўразвязу. Уладам трэба было паказаць, што праведзена мерапрыемства з удзелам розных бакоў, што адбыўся дыялог.Егор МорозИстория с профсоюзным движением и преференциями показала, что международные профессиональные сообщества способны повлиять на политику страны. Может ли что-то похожее сделать международное журналистское сообщество, и не пора ли уже задействовать эти механизмы? АБ Во всех рекомендациях, которые выдвигаются Евросоюзом, неизменно присутствует тема о свободе СМИ, с четким расписанием шагов, которые должны быть сделаны, чтобы можно было говорить о позитивных изменениях в стране. То есть это уже присутствует, и я не думаю, что без давления международных структур позитивные изменения вообще бы состоялись. ЖЛ Мониторинг ситуации - это одно из направлений деятельности БАЖ. Со следующей недели мы будем особое внимание уделять мониторингу применения нового Закона о СМИ. Как зарегистрировать новое СМИ? АБ Информация о регистрации СМИ представлена на сайте Министерства информации, где есть образец заявления и перечень документов, которые нужно подавать при регистрации СМИ. Согласие или несогласие местных властей не должно играть роли, т.к. сегодня согласование с ними при регистрации СМИ не требуется. Проблема может возникнуть при регистрации субъекта хозяйствования, который будет выполнять функцию редакции СМИ, но после того, как с 1 февраля у нас объявлен заявительный порядок регистрации субъектов хозяйствования, здесь фактически не должно возникнуть проблемы. Необходимо согласовывать название с Министерством информации надо, чтобы оно не совпадало или не напоминало то, которое уже существует. А какие подводные камни могут возникнуть? АБ Чтобы почувствовать подводные камни, в эту воду нужно сначала ступить. Данный закон еще не применялся, поэтому сказать сложно. Предлагаю представителям уважаемой общественной организации инициировать отмену лицензирования доставки печатных СМИ. Ведь отменяют лицензирование розничной торговли. АБ Сегодня Наталья Петкевич сказала, что идет работа над декретом президента о сокращении видов лицензируемой деятельности. Пока неизвестно, сколько их окажется в декрете. Безусловно, мы выступали за отмену лицензирования этого вида деятелности. Будет ли действовать заявительный принцип на получение "права эфирного наземного вещания"? АБ Конечно не будет, так как даже в европейских странах получение права на наземное вещание связано с распределением частот. Соответственно по конкурсу лицензионной комиссией выдаются эти частоты. А у нас это перешло в наиболее сложный порядок. Фото: Антон Мотолько Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
6 февраля 2009 Общество TUT.BY 4 февраля в Национальной библиотеке состоялся круглый стол "Законодательство о СМИ как фактор развития национального информационного пространства", организаторами которого выступили Министерство информации и Белорусский союз журналистов. |
|