Импорт продуктов питания значительно сократился. Сумеют ли этим воспользоваться белорусские пищевики?
11 февраля 2009 Экономика и бизнес
Татьяна КОЗЛОВА, Рэспубліка Белорусские торговцы начинают осваивать филигранную выкладку товаров. Ассортимент в январе оскудел. Вот и стараются мастерски заставить полки, чтобы потребитель хотя бы визуально не заметил пробелов в былом изобилии. Тот факт, что импорт продуктов питания значительно сократился, подтвердил на совете концерна "Белгоспищепром" его председатель Иван Данченко. По некоторым оценкам, на 7% с начала года. Сумеют ли производители концерна заполнить образовавшиеся пустоты на магазинных полках?.. Определенный задел для такого рывка создан. "Мы вступили в 2009 год полностью обеспеченными сырьем, и это главное", — пояснил Иван Данченко. По его информации, впервые на сахарные заводы поступило более 4 млн. тонн сахарной свеклы, маслоперерабатывающие предприятия получили весь необходимый объем рапса — 300 тыс. тонн. Заготовлено более 160 тыс. тонн пивоваренного ячменя — тоже рекордный результат. Не придется страдать от нехватки сырья картофелеперерабатывающим и спиртовым заводам. Но явных признаков того, что производители лихо возьмутся за дело, пока не наблюдается. Например, в прошлом году в стране снизился выпуск плодовых вин, что вполне объяснимо: белорусы переходят на более качественные виноградные вина, а об экспорте и вовсе речь не идет. Тенденция стала очевидной уже давно, но руководители предприятий искать замену этому напитку не торопятся. Да и в целом уровень менеджмента в организациях отрасли явно не соответствует задачам, которые стоят сегодня перед экономикой. Иван Данченко пообещал, что руководство концерна в течение нескольких недель посетит все предприятия и посмотрит, насколько эффективно идут процессы управления финансами, производством, продажами, как снижаются издержки. Сегодня от пищевой отрасли государство вправе ожидать достаточно стабильной работы. Финансовые и экономические трудности, затронувшие металлообработку, машиностроение, в меньшей степени коснулись производителей продуктов питания. В "Белгоспищепроме" рассчитывают нарастить выпуск продукции в этом году на 14%, как и было запланировано в конце 2008-го. Более того, по результатам внешнеэкономической деятельности руководство концерна рассчитывает судить о конкурентоспособности того или иного предприятия. В прошлом году с поставками зарубежным потребителям справиться в целом удалось: экспорт вырос на 23,1% к предыдущему году и превысил $ 317 млн. Но последние месяцы показали: многие предприятия не сумели адаптироваться к новым условиям. "Мы начинаем терять рынки. Это недопустимо", — заметил Иван Данченко. В "Белорусской продовольственной компании", которая представляет интересы концерна на российском рынке, в нынешних условиях делают ставку на промышленных потребителей. "В крупных сетях товары можно продать с большей выгодой для себя, к тому же повышается узнаваемость торговых марок, — рассказал руководитель компании Виктор Гурин. — Но у контр-агентов серьезные проблемы с оплатой". Сегодня ведутся переговоры о поставке промышленной продукции таким крупным производителям, как "Нестле", "Ролтон", изучается спрос зарубежных ликероводочных компаний на белорусский спирт В структуре продаж "Белорусской продовольственной компании" значительную долю составляют соль и ликеро-водочные изделия, изучаются перспективы продвижения плодоовощных консервов, сухого молока, масложировой продукции. Соль востребована потребителями, но с алкоголем не все так просто. Россияне вряд ли станут меньше пить, но сам рынок с поразительной скоростью становится "серым", а в легальном сегменте спрос смещается в сторону более дешевых напитков. Предлагаемый белорусами ассортимент включает около 400 наименований ликеро-водочной продукции, и трудно даже представить, какие маркетинговые усилия надо приложить, чтобы справиться с таким многообразием. В этом смысле показателен опыт Торгового дома "Рига", созданного при участии "Белгоспищепрома" (49% акций принадлежит латвийскому инвестору). Эта компания действует как единый канал сбыта белорусского спиртного в страны Балтии. Продвигая всего с десяток торговых марок, ТД "Рига" удалось занять треть алкогольного рынка Литвы, Латвии и Эстонии и обеспечить 75% белорусского экспорта этой продукции. В первом квартале 2009-го в концерне запланировали рост производства только на 4,8% (без учета сахарной отрасли — на 6,6%). Некоторые предприятия, в частности, ОАО "Беллакт", займутся ремонтом оборудования, другие ссылаются на неблагоприятную конъюнктуру рынков сбыта и неконкурентоспособность цен. В списке аутсайдеров оказались растительное масло, сахар, табачные изделия Впрочем, присутствовавший на совете заместитель премьер-министра Иван Бамбиза подверг критике такую позицию концерна. По его мнению, темпы производства снижать нельзя, а значит, надо активнее искать новые рыночные ниши. Видимо, отделам маркетинга и сбыта придется очень хорошо постараться, чтобы не просто своевременно освобождать склады предприятий, но заранее нацеливать производственников на выпуск продукции, востребованной рынком. Пока ситуация с запасами готовой продукции не вызывает особого беспокойства: к концу прошлого года отрасль удержалась в пределах нормативов. Так, в распоряжении предприятий осталось товаров на 492,7 млрд. рублей, или 185,1% к среднемесячному выпуску. В декабре значительно уменьшились запасы кондитерских изделий — на 43,3%, масложировой продукции — на 21,2%, ликеро-водочной — на 42,4%, табачной — на 10,9%. Есть повод думать, что и в начале этого года "пищевики" использовали шанс хотя бы частично отыграть позиции у импортеров на отечественном рынке. Но во время совета кто-то справедливо спросил: почему из гипермаркетов исчезает импортный майонез, а белорусский на полках не появляется?.. Кстати, сами импортеры сегодня предлагают некоторым отечественным производителям услуги по реализации товаров. В концерне почему-то уверены, что такая помощь пока не требуется Жаркая дискуссия, разгоревшаяся по поводу дебиторско-кредиторской задолженности, показала: вопрос взаиморасчетов в ближайшее время будет оставаться ключевым. Поводом для спора послужила идея руководства ОАО "Коммунарка" ужесточить условия договоров с оптовыми базами "Белкоопсоюза" в случае несвоевременной оплаты. В результате 3 базы согласились с новыми правилами игры, а 4 решили приостановить сотрудничество с кондитерской фабрикой. Рассудить, кто в этой ситуации прав и кто виноват, нелегко. Однако Иван Бамбиза предостерег: "Всем сегодня непросто, а потому надо искать компромисс, уходить от напряжения в отношениях". В конце концов, производитель может остаться при своем товаре, а продавцу придется искать ему замену. И неисключено, что среди продукции зарубежных поставщиков, которые окажутся более гибкими и лояльными. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
11 февраля 2009 Экономика и бизнес Татьяна КОЗЛОВА, Рэспубліка Белорусские торговцы начинают осваивать филигранную выкладку товаров.
|
|