Правительство рекомендует опыт МТЗ другим заводам
2 марта 2009 Экономика и бизнес
Михал СТЕЛЬМАК, Экономическая газета В 2009 году перед отечественной промышленностью поставлена задача проведения активной политики ресурсосбережения. Как свидетельствует опыт РУП "Минский тракторный завод", она позволяет не только совершенствовать технологический уровень предприятия, но и наращивать объемы производства. Об этом шла речь на состоявшемся здесь в минувшую пятницу семинаре с участием представителей правительства и руководителей крупнейших заводов страны. "Богатый не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто разумно тратит", — напомнил участникам семинара народную мудрость, выражающую суть ресурсосбережения, первый вице-премьер страны Владимир Семашко. По его словам, в промышленном секторе Беларуси сегодня кроется немало резервов, которые способны серьезно поднять его конкурентоспособность. Например, отечественная металлургия продолжает импортировать много дорогостоящего сырья, в то время как оно имеется внутри страны в виде промышленных отходов. "Белорусский металлургический завод, который в прошлом году произвел 2,5 млн. т металлопродукции, 55% металлолома завозит из России", — пояснил остроту проблемы первый заместитель председателя Совмина. В 2009 г. правительство намерено изменить ситуацию. Во-первых, за счет увеличения на 50% госзаказа на заготовку собственного металлолома — с 1,2 млн. т до 1,8 млн. т. Во-вторых, перед промышленниками поставлена задача окончательного наведения порядка с металлической стружкой. "В 2008 г. мы уже 80% стружки переработали у себя, а 20% еще вывезли", — сообщил В.Семашко. Однако уже в этом году, по его словам, с неэффективным экспортом должно быть покончено, и все 100% объемов металлостружки промышленникам следует направлять на переработку внутри страны. Учиться этому первый вице-премьер посоветовал у специалистов МТЗ. "В механических цехах Минского тракторного завода ежегодно образуется порядка 11 тыс. т чугунной стружки, — рассказал участникам семинара главный металлург предприятия Олег Лашкевич. — Перед нами стояла задача ее максимального использования и за два года специалистами завода разработано и изготовлено требуемое оборудование. С середины января мы приступили к его эксплуатации". Данную технологию тракторозаводцы создали на основе имевшегося у них опыта переработки стружки в металлобрикеты. Но старая технология была основана на холодном способе, который не давал требуемого качества. Металлобрикеты получались рыхлыми, в них было порядка 80% чугуна и 20% вредных примесей. Естественно, такой материал использовался в литейном производстве лишь в ограниченном количестве. В новой технологии применили горячий способ переработки стружки с использованием термической печи. В результате качество металлобрикетов резко улучшилось — плотность повысилась, и вредных примесей практически не стало. Причем разработка не потребовала больших финансовых вложений, а экономический эффект оказался внушительным. "Затраты МТЗ на освоение и внедрение этого проекта составили около 1,5 млрд. Br, срок его окупаемости — 2,5 года, — пояснил корреспонденту "ЭГ" О.Лашкевич. — Новая технология снизит расходы завода на закупку стального и чугунного лома. Производительность оборудования — порядка 17,5 тыс. т чугунного брикета в год. Поскольку у нас стружки образуется меньше этого объема, то мы сможем помогать другим предприятиям перерабатывать ее у нас. Например, Минскому моторному заводу, с которым у нас тесные производственные связи". "Стружка — золотой резерв литейщиков и металлургов, — считает заведующий кафедрой "Машины и технологии литейного производства" БНТУ, доктор технических наук, профессор Давыд Кукуй. — И та технология, которая презентуется на МТЗ, является не только лучшей на просторах СНГ, но и соответствует мировому уровню". По его словам, об этом свидетельствует практика международных достижений в этой сфере. Например, в Европе, как сообщил профессор, образуется ежегодно около 4 млн. т стружки. И там из нее, в т.ч. и с помощью технологий, аналогичных внедренной на МТЗ, отливают заготовки, из которых изготавливают высокого качества детали машиностроительных производств. Тем самым белорусский завод, по мнению ученого, стал сегодня "в один ряд с такими мощными фирмами, как Caterpillar, Scania, Renault". Кстати, резко возрастает и стоимость переработанной таким образом стружки. Как сообщил Д.Кукуй, в Европе металлобрикеты такой же плотности реализуются по цене 200-250 EUR за 1 т. В этом году МТЗ намерен произвести около 70 тыс. тракторов. По словам специалистов предприятия, внедрение экономящих энергию и материалы технологий позволит снизить их себестоимость, что положительно скажется на конкурентоспособности продукции. Позицию тракторозаводцев разделяют и руководители других промышленных предприятий страны. "Мы работаем с вами в глобальном пространстве, поэтому конкуренция подталкивает всех нас заниматься ресурсосберегающими технологиями, — заявил на семинаре генеральный директор РУП "Белорусский металлургический завод" Николай Андрианов. — На БМЗ ежегодно снижается себестоимость продукции на 8-9%". По его словам, на этом предприятии доля металлошихты в себестоимости составляет порядка 60%, поэтому жлобинские металлурги также много усилий направляют на освоение новых технологий с целью удешевления производства металлопродукции. "Сегодня цена тонны металлолома, закупаемого в России, — 230 USD, а летом прошлого года доходила до 500 USD, — отметил Н.Андрианов. — В то же время цена тонны стружки — 260 тыс. Br. Поэтому, безусловно, выгоднее заниматься стружкой, чем закупать готовый кусок металлолома за границей". БМЗ, как сообщил его гендиректор, в ближайшее время намерен прислать в Минск своих специалистов, чтобы позаимствовать опыт МТЗ. Заинтересовались им, судя по итогам семинара, и руководители других заводов страны. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
2 марта 2009 Экономика и бизнес Михал СТЕЛЬМАК, Экономическая газета В 2009 году перед отечественной промышленностью поставлена задача проведения активной политики ресурсосбережения.
|
|