Граница — не просто черта, разделяющая соседние государства. Это еще — комплекс зданий и сооружений, обслуживающих сложный механизм и являющихся, по сути, визитной карточкой страны. В телевизионных выпусках новостей время от времени появляются репортажи о сдаче в эксплуатацию современных пунктов пропуска. Однако происходит это в основном на западных рубежах Беларуси. На границе с Россией — картина иная.
Есть в Климовичском районе на так называемой старой московской дороге пограничный переход «Звенчатка». Первый раз я побывал там лет 10 назад. Тогда сразу и не сообразил, где оказался: то ли на территории мастерской, то ли в небогатом дачном кооперативе. Вместо современных построек увидел поставленные на фундамент вагончики, где размещались работники транспортной инспекции и страховщики. Подумал тогда, что это временно: пройдет несколько лет — и здесь появятся современные сооружения. Однако ошибся. Побывав на днях на «Звенчатке», увидел то же самое. Разве что к вагончикам добавился киоск с загадочной надписью: «Мини–страхование». Начальник автодорожного пункта пропуска Юрий Кондратенко рассказал мне, что сначала это было мини–кафе, где проезжающие могли купить пирожок и стакан горячего чая, позже в павильоне расположился представитель страховой компании. Сегодня киоск пустует, сбивая с толку водителей–международников своей вывеской.
Единственный объект, достойный внимания, — комплекс, объединивший под своей крышей гостиницу на 31 место, кафе–бар, станцию техобслуживания, охраняемую автостоянку. Но проку от него никакого: даже чашку чая водителю здесь не нальют. С 2005 года на дверях висит замок. Единственное утешение: здания не разрушаются и не разворовываются. Собственник — предприятие «Могилевавтодор» — содержит штат сторожей, которые охраняют территорию, а в холодное время года еще и отопление включают. Ежегодно на их зарплату и уплату налогов дорожники тратят более 80 миллионов рублей. А отдача от этих немалых вложений минимальная...
— Наверняка все было бы иначе, если бы рядом располагался современный пункт пропуска, — считает генеральный директор «Могилевавтодора» Анатолий Лопатин. — В марте 2003–го была даже готова проектная документация: планировалось долевое строительство. Но вскоре таможня, ГАИ и другие заинтересованные организации отказались от финансирования проекта. Все работы пришлось заморозить. Неработающий комплекс был передан на наш баланс в 2005 году. Дорожники — не специалисты в области гостиничного и ресторанного хозяйства, да и лицензии на эти виды деятельности у нас нет. Поэтому мы пытались найти этим сооружениям нового хозяина. Была даже договоренность об их безвозмездной передаче облпотребсоюзу. Но во время межведомственных согласований «добро» не дал Минфин. Так комплекс и остался в нашем ведении. Пытались его продать. Пока безрезультатно...
Территория, на которой разместились гостиница, кафе, станция техобслуживания и стоянка, очень живописная. Лес, берег озера, тишина... Все условия для того, чтобы объект пользовался спросом не только у водителей, пересекающих границу, но и у местных жителей, желающих отдохнуть. Уверен, что комплекс мог бы приносить рачительному хозяину деньги...
Предприимчивые люди ведь давно зарабатывают на тех, кто едет по трассе. Неподалеку от «Звенчатки», на российской стороне рядом с пунктом пропуска, есть кафе с незатейливым названием «Закусочная». От клиентов отбоя нет. Бармен Оксана через три часа после начала смены с ног валится от усталости — посетители идут один за другим...
Такая же картина и в белорусской деревеньке Пеньковка, которая в 18 километрах от «Звенчатки». Здесь расположена первая после пересечения границы точка отечественного общепита — мини–кафе «Домашняя кухня». Помещение, быть может, и неказистое, зато готовят отменно. Потому хозяин — индивидуальный предприниматель Сергей Кухарев — на судьбу не жалуется. Говорит, что хоть и стало в последнее время меньше посетителей, на кусок хлеба с маслом заработать удается всегда.
Острой проблемой восточного приграничья нашей страны является не только отсутствие нормальной инфраструктуры. К сожалению, то же самое можно сказать и о дорогах. Сотрудники Комитета госконтроля Могилевской области, изучавшие ситуацию, пришли к неутешительному выводу: на подъезде к пунктам пропуска лишь 20 процентов дорог соответствует международным стандартам. Еще 29 процентов трасс можно назвать хорошими, 42 — удовлетворительными. А состояние 9 процентов дорог вообще плачевное. Да простят меня за обилие сухих цифр читатели, но они, то есть цифры, заставляют задуматься. В первую очередь о том, какое впечатление складывается у гостей нашей страны, пересекающих ее восточные границы... Понятно, что на обустройство пунктов пропуска, ремонт дорог нужны немалые средства. Но это вряд ли тот случай, когда стоит экономить. Речь ведь, с одной стороны, идет о престиже страны. С другой — и об экономической выгоде тоже. Вложенные средства при хозяйском подходе способны принести прибыль.
Пока это теория. Я же теперь размышляю о другом: какой маршрут предложить собирающимся в гости родственникам из России. Хочется, чтобы, переехав границу, они не разочаровались в нашем гостеприимстве...
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.