В споре с нарушителями скоростного режима ГАИ приводит свои контраргументы
Когда лет тридцать — сорок назад водителя останавливали за превышение скорости, то он и не думал перечить инспектору. Хотя главным аргументом сотрудника ГАИ были всего лишь показания допотопного прибора: опытные автолюбители еще должны помнить механический (!) радар со световым индикатором скорости «Фара». О факте нарушения сигнализировала... лампочка: моргнула — значит, машина ехала свыше дозволенного. Объективности ради надо сказать, что и скорости раньше были другие, и автомобилей гораздо меньше. Сейчас сотрудники Госавтоинспекции вооружены по последнему слову техники, но споров и конфликтов гораздо больше.
Чудеса! Принцип «нарушил — отвечай» признают, увы, не все. Один из десяти остановленных за превышение будет непременно бить себя пяткой в грудь, мол, ехал не больше 60 километров в час. Подкованные автомобилисты требуют свидетельство о поверке Госстандарта и уверяют, что угол измерения, дескать, был не тот и показания потому якобы неверные...
Во многом, считают сотрудники ГАИ, сумятицу вносят домыслы, рожденные на автомобильных форумах в Интернете. Там порой задумываются не о том, как остановить нарушителей, а, наоборот, ищут лазейки, как бы уйти от ответственности. Все уловки лихачей, впрочем, хорошо известны, и на каждую у Госавтоинспекции есть свой ответ. Вот опровержения на самые распространенные мифы о радарах.
Миф первый
«Не моя скорость», — с ходу заявляют нарушители, едва взглянув на показания радара (если, конечно, это не прибор с фото– и видеофиксацией). И наотрез отказываются признавать вину, дескать, цифры на экране не могут быть доказательством превышения скорости. Ссылаются на слишком субъективное участие сотрудника ГАИ: мол, он направляет радар на машину, сам делает вывод, определяет нарушителя...
— Это самая распространенная отговорка, к которой прибегают водители, — признает заместитель начальника по технической части спецподразделения ДПС «Стрела» МВД Николай Игнатович. — Не так давно мы приобрели партию современных приборов, в частности, «Арену» и «Визир». Теперь нарушителю можно продемонстрировать фотоснимки или видеозапись его маневров. Так проще доказать вину, но это не значит, что скоростемеры вроде «Сокола» и «Беркут–Визы» мы списали в утиль. Они по–прежнему используются на законных основаниях. Пусть это для многих водителей и будет откровением. По законодательству показания технических средств измерений, коим и является сертифицированный радар, могут быть доказательством по делу об административном правонарушении. Есть тут и другой момент. Инспектору нет смысла взваливать вину на ехавшего с корректной скоростью водителя. Зачем? Премию за это не выпишут. Проще остановить самого нарушителя.
Миф второй
Мобильник оказывает влияние на показатели радара, убеждены многие автомобилисты. Особенно, когда он звонит, причем не важно — у инспектора или нарушителя.
— Глупости! — восклицает Николай Федорович. — Вообще–то я предвидел такой вопрос. Поэтому направил в адрес санкт–петербургских предприятий НПК «Симикон» и ЗАО «Ольвия» (двух производителей радаров, у которых Госавтоинспекция закупает измерители скорости) запросы по поводу влияния аппаратуры и различных сооружений на радар. Получил четкий ответ: неисправности бортовой сети автомобиля, источники электрических и магнитных полей, высоковольтные линии электропередачи и грозовые разряды не могут привести к неправильным результатам измерений скорости. В некоторых случаях прибор просто не будет работать. Не верите?
Решаем провести небольшой эксперимент. Включаем «Визир» и подносим к мобильнику. Набираем номер. Гудок идет, а прибор работает как ни в чем не бывало. Меняем тактику: берем старенький телефон, который излучает более мощный сигнал, подносим вплотную — и только тогда на экране появляются помехи. Радар сразу отказывается отображать скорость. «Никакой возможности для обмана. Водителям нечего беспокоиться, — подчеркивает Игнатович. — Конечно, на дороге такое невозможно: кому придет в голову подносить так близко к прибору сотовый телефон?»
А вот раньше на вооружении ГАИ был украинский «Барьер», им действительно было запрещено пользоваться около линий электропередачи, припомнили бывалые сотрудники Госавтоинспекции. Но этот радар уже не используется с 2000 года.
Миф третий
Автомобилисты часто требуют документацию на радар. «А вдруг он поддельный?» — исподтишка спрашивают они.
— Все измерители скорости занесены в Государственный реестр средств измерений, то есть сертифицированы Госстандартом. Иначе мы бы их просто не приобрели, — рассказывает Николай Игнатович. — Другое дело, если речь идет о свидетельстве о поверке радара (она проводится в Беларуси раз в полгода. — Авт.). Кстати, нигде не сказано, что инспектор обязан предъявлять этот документ. Разве что при разборе нарушения, если автомобилиста лишают водительских прав из-за превышения скорости. Но обычно сотрудники ДПС, чтобы избежать ненужных конфликтов, показывают нарушителям и свидетельство о поверке.
Миф четвертый
Многие считают, что использовать радар–детекторы противозаконно (не путайте с антирадарами, которые искажают сигнал. Они как раз строго–настрого запрещены). Напротив, их применение наши сотрудники ДПС даже приветствуют. Ведь в пути они часто срабатывают от посторонних помех. А значит, водитель будет придерживаться разрешенной скорости.
Впрочем, иногда радар–детектор может быть бесполезен. Опытный инспектор редко пользуется измерителем скорости в автоматическом, то есть в постоянном режиме. А включает только при приближении потенциального нарушителя. Этот прием автомобилисты называют навскидку. Радар–детектор сработает, но будет уже поздно. Нарушение зафиксировано.
Миф пятый
Достаточно нанести некий лак, который создаст на машине невидимую пленку, и ни один радар не зафиксирует нарушителя. Автомобиль словно становится невидимым для измерителей скорости.
— Очередная байка водителей, — усмехаются специалисты. — Правда, в Великобритании некоторое время назад выпускался лак, который наносили на регистрационный знак автомобиля, он отражал фотовспышку. Вместо четко зафиксированного номера на снимке получается какое–то пятно. Куда высылать квитанцию? Но вскоре полиция решила штрафовать за использование такой обманки, да и фирма, выпускавшая лак, узнав об этом, тотчас прекратила производство. У нас невидимый лак наносить не имеет смысла: при контроле скорости мы не используем фотовспышку.
Миф шестой
В туман или дождь капли влаги «дезориентируют» радар и данные искажаются.
— И это неправда. Хотя дальность измерения может уменьшиться, но показания будут верными, как и в солнечную погоду, в этом я ручаюсь, — уверяет Николай Игнатович. — Сейчас некоторые радары прекрасно работают даже в сильные морозы — к прибору «Визир», скажем, прилагается специальный термокожух.
Миф седьмой
Луч радара проникает сквозь любые объекты. Якобы ни многоэтажное здание, ни холм — не препятствие для сигнала радара.
— Один водитель как–то всерьез доказывал, что я измерил скорость не его автомобиля, а машины, которая ехала за углом, — вспоминает Николай Игнатович. — Этого не могло быть в принципе! Луч радара может огибать препятствие, но отраженный сигнал не получит, так как радиоволна уйдет в другую сторону.
Миф восьмой
До сих пор многие подвешивают к лобовому стеклу компакт–диск в расчете на то, что кругляш собьет с толку радар. «Поскольку зеркальная поверхность слишком мала, то это не влияет на отражение радиоволны, — подчеркивают специалисты. — Луч найдет, от чего оттолкнуться, — кузова автомобиля, решетки радиатора, шин».
Кстати
Теперь ГАИ предупреждает, на каких дорогах будут контролировать соблюдение скорости. Ведь задача не уличить в нарушении ПДД как можно больше лихачей, а изменить ритм движения потока, причем в местах концентрации аварий, а не там, где больше всего превышают скорость. Речь должна идти о системном воздействии. В Швеции, к примеру, после недельной работы такого патруля ситуацию анализируют — дал ли нужный эффект такой вид контроля? Если нет, то патруль снова возвращается на прежнее место. Через месяц процедура повторяется. Опять не помогло? Тогда уже специалисты задумываются о технических мерах, которые помогут снизить скорость потока.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.