О том, что осталось “за кадром”
Журналисты и операторы телекомпании “ВоенТВ” за 15 лет творческой деятельности сняли и выпустили в эфир превеликое множество сюжетов, кинозарисовок и фильмов. Но, как это бывает всегда, в процессе работы съемочных групп возникают ситуации, которые хоть и остались “за кадром”, но помнятся долгое время, а может быть и всю жизнь.
Вот лишь некоторые эпизоды, взятые наугад из бездонного мешка “сладкой каторги” – тяжелой, но такой интересной журналистской работы. Прыжок у винтовки – Как-то раз иностранная делегация осматривала стрелковое оружие на полигоне. И была там, среди прочего, снайперская винтовка какой-то особой мощности. Отдача – ого-го-го! Звук выстрела – как у орудия! Ну, мы, телевизионщики, все заранее засняли: как стрелок изготавливается к ведению огня, как патрон досылается в патронник, как человек глядит в прицел. И тут двое зарубежных гостей просят: дайте, мол, нам выстрелить. Да пожалуйста! Один офицер лег с винтовкой на огневом рубеже, а второй стал рядом. Мы камеру на штатив установили и включили. И когда первый нажал на спусковой крючок, это снайперское чудо так шарахнуло, что другой невольно подпрыгнул. Ну и вид был у отважного офицера! Но в сюжет этот кадр, разумеется, не вошел. А может, зря не вошел?.. Три оленя на мишенном поле – На этом огромном полигоне живут лесные олени. Они любят полакомиться мхом, растущим в одном-единственном месте – на полянке неподалеку от вышки. Приехали мы как-то снимать боевую учебу вертолетчиков. Установили камеры у вышки и ждем: нам сказали, что вертолет, заходя на цель, пройдет прямо над вышкой. Но незадолго до появления винтокрылой птицы на полянку вышли три оленя и приступили к трапезе. Это было великолепное зрелище: склон холма, восходящее солнце и грациозные силуэты! И тут послышался рев мотора. Животные, впрочем, не метнулись в кусты. Они спокойно подняли головы и следили за полетом вертолета. Затем, видя, что машина летит по прямой, продолжили завтрак. Следующий вертолет над вышкой сделал “горку”, и олени… бросились врассыпную! Они, оказывается, уже знали, что сей маневр будет сопровождаться ракетным залпом и поэтому спешили “рассредоточиться”. И так олени встречали каждую машину: идет прямо – едят, взмывает вверх – бегут. Вот что такое гармония природы и техники! Пять дублей и два автомата – Снимали мы атаку “немецких солдат”. Мне приказали: сядь на тележку и фиксируй крайнего “фашиста”. Он будет стрелять из шмайсера от бедра, и ты его запечатлевай. И вот звучит команда “мотор!” Только я включил камеру, кричат: “Стой!” В чем, думаю, дело? Оказывается, у моего “немца” из автомата выпал магазин. Все исправили, стали на исходную. “Мотор!” – он опять падает!.. …Короче, сделали мы пять дублей, заменили два автомата, и только с шестой попытки засняли того самого “фрица”. И вы говорите: “Техника вермахта соответствовала лучшим мировым образцам”? И только травинка закачалась… – Солдаты преодолевали полосу препятствий. Была там, среди препятствий, с позволения сказать, водная преграда – канава, до половины наполненная жидкой грязью. И вот, чтобы вызвать у зрителя максимум эмоций, решили мы дать дорогую видеокамеру одному бойцу. Пусть он несет ее как можно ближе к поверхности “грязевой ванны” и снимает бурые волны. Объяснили все этому воину, включили камеру: давай, беги. Он рванулся в канаву и аккуратно понес камеру в нескольких сантиметрах от грязи. Но в середине канавы была яма, о наличии которой солдат не знал или забыл. И он в нее с разгону влетел! Вижу, парень плюхнулся по пояс. Ну, думаю, конец пришел нашей камере… Но солдатик каким-то отчаянным движением метнул дорогостоящую технику на берег. Камера продолжала работать и в полете, и в момент приземления. Мы потом просмотрели запись: грязь, кусочки неба и финал – качающаяся у самого объектива травинка… А я так скажу: нашим солдатам можно доверить все самое ценное. Не подведут, не бросят. Жуем, братцы, жуем! – Ой как тяжело порой снимать какое-либо заседание. Наведешь камеру на зал, полный народу, ищешь одухотворенные лица, внимательные глаза, руки, конспектирующие выступление докладчика. Ищешь, ищешь - и не находишь. Потому что все дружно жуют жвачку! Без комментариев – Насмотрелся народ иноземных фильмов и, как это бывало уже не раз, взял из голливудского убожества самое худшее. Там часто показывают, как какой-нибудь чиновник работает с журналистами: твердит, как попугай: “Без комментариев!” – и все дела. И наши туда же. Спрашиваешь солидного начальника – а чем это, Сидор Иванович, ваши подчиненные здесь занимаются? А он, вместо того чтобы все грамотно объяснить, буквально вопит: “Без комментариев!” Эх, Сидор Иванович, не понимаете вы, что когда должностное лицо вот так говорит, то вредит не себе, а всей стране… Трудный объект – Сложнее всего работать не с пехотинцами или танкистами, а… с женщинами-военнослужащими. Все начинается с того, что ты предупреждаешь некую госпожу (назовем ее N): завтра будем снимать вас для телепередачи. Завтра приезжаем: давайте, мол, работать. И слышишь в ответ: “Ой, а я не накрашена!” Ладно, красьтесь, подождем. Но тут опять засада: она не причесана. И вообще, сегодня военная форма на ней что-то не так сидит… Мы потихоньку закипаем. Начинаем снимать другой сюжет. И тут госпожа N появляется возле камеры и начинает советовать, что и как снимать. Активно участвует, так сказать, в творческом процессе. Но стоит навести на нее камеру – убегает… И тут он зевнул! – Снимали мы как-то в зоопарке гепарда. Кошка большая, ласковая. Перед камерой держалась как профессиональная актриса – с достоинством и покорностью. Снимали ее со всех ракурсов – от хвоста до ушей. Вижу, что агрессивности зверь не проявляет, и решил я его на память погладить. Потрепал между ушек, почесал под подбородком. И тут он зевнул! Боже мой, какая же жуткая пасть, усеянная острыми зубищами, открылась мне! И понял я, с кем мы так беззаботно работали. Нет, в профессии нашей риск присутствует всегда! Поцелуй одного взвода – Помню, стоял морозный ясный денек. В учебном подразделении нам надо было заснять прохождение строем взвода курсантов-женщин. А на дворе – минус 15 градусов. Раз прошли – не так! С ноги сбились. Еще раз маршируют – опять что-то не так. И чем дальше в лес, тем хуже… Мучились часа три. И наконец-таки добились желаемого – взвод промаршировал идеально, камера запечатлела все как надо, и я скомандовал: “Вольно, разойдись. Съемки окончены”. И тут все девчонки бросились прямо на меня! Я думал, бить будут - за то, что морозил их полдня. А они мне на шею кинулись: родненький, спасибо, что все уже позади. Целуют, прыгают от радости, шапки вверх швыряют. А вас когда-нибудь целовал целый взвод? Камера лежит - оператор бежит – Надо было заснять движущийся танк. Задумка – показать всю мощь боевой машины, как говорится, крупным планом. Поэтому одну камеру положили мы в колею, а оператор с другой камерой стал между колеями. Водителя инструктировали долго: доедешь вот до этой вышки – и все, стоп машина. Он кивал, мол, все понял. И вот танк поехал. Поначалу все было отлично: двигатель грозно ревет, грязь летит из-под траков, дуло орудия смотрит прямо в душу, то бишь в камеру. Красота! Но вот он подъехал к вышке, миновал ее и, не снижая скорости, покатил дальше. Мы заметались: что делать? Или камеру спасать (раздавит ведь!), или оператора. А тот стоит, и знай себе, работает. Камикадзе… Причем руками машем – а он не уходит. Но когда бронированное создание приблизилось метра на три, оператор, схватив в охапку камеру и штатив, побежал. Да так резво, словно лет десять с плеч сбросил. А водитель остановил танк в полуметре от камеры, лежавшей в колее… Обновлено ( 18.04.2009 21:15 ) Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Журналисты и операторы телекомпании “ВоенТВ” за 15 лет творческой деятельности сняли и выпустили в эфир превеликое множество сюжетов, кинозарисовок и
|
|