Велосипедист: Наши велодорожки больше похожи на полосу препятствий
11 июня 2009 Общество
Радио TUT.BY Как известно, участниками дорожного движения являются не только автомобилисты или пешеходы, но еще и велосипедисты. Однако жизнь столичных велосипедистов весьма сложна, ведь при строительстве дорог и тротуаров о них часто забывают и не учитывают их пожелания. Об этом и рассказал в эфире Радио TUT.BY велосипедист, организатор минского проекта "Отрыв" Алексей Zoom. - Что вас не устраивает в наших дорогах как велосипедиста? - Как мне кажется, по сравнению с другими городами, а особенно европейскими, Минск практически не предназначен для перемещения на велосипеде, особенно если цель не просто прокатиться вечерком, а именно переместиться, как на машине. В Минске практически не развита сеть велодорожек, а то, что у нас называется велодорожками, больше похоже на полосу препятствий. Наша главная проблема - высокие бордюры, и мы всегда отстаиваем позицию низких бордюров в диалоге с городскими властями. - Расскажите подробнее о вашем диалоге с городскими властями. - Есть движение, призванное объединить минских велосипедистов, людей, неравнодушных к транспортным проблемам и любящих активный образ жизни. Иногда диалог получается успешным. Например, буквально неделю назад я слышал от человека, координирующего подобные усилия, о том, что по дороге на работу он буквально не узнал один из привычных ему бордюров, который был достаточно высок, а стал практически вровень с тротуаром. Видимо, городским властям надоел поток наших писем и сообщений, и они отреагировали на него. - Что представляет собой движение "Отрыв"? - "Отрыв" - это соревнование по городскому ориентированию. В общем, оно напоминает соревнования по стандартному лесному ориентированию: людям выдаются карта, задания, есть несколько категорий - пешеходы, велосипедисты, - которые перемещаются, ищут контрольные пункты, проходят их, соревнуются в том, кто сделает это быстрее. Но соревнования проходят в городской среде, и это накладывает свой отпечаток. Контрольные точки мы стараемся располагать с привязкой к каким-то интересным историческим объектам, то есть это одновременно и культурный проект. В ежедневной дороге на работу и обратно человек может проезжать мимо определенного места и ни разу в него не заглянуть, а мы открываем людям город с изнанки. Мы наполняем город эмоциями. - Как долго существует это движение и много ли людей присоединилось к нему в этом году? - Проект придумали питерцы в 2000 году, у нас он с 2004 года, и этим летом мы будем праздновать пятилетие первой игры. Людей достаточно много, например, на открытии сезона в этом году в Минске мы собрали 156 команд, состоящих из более 350 человек. Соревнования проходили в минском микрорайоне Юго-Запад, соответственно, местные жители в этот день были просто в шоке от того, какие толпы людей наводнили их район. - Как влияют ремонтные работы на дорогах на проведение соревнований "Отрыв"? - Я сам заметил, что в этом году они просто непредсказуемы, возникают стихийно по всему городу, для нас и участников это, естественно, сюрприз, а преодолевать дистанцию, тем не менее, приходится. Конечно, мы стараемся отслеживать всю эту информацию, хотя отследить ее полностью не всегда получается. Открытие сезона мы специально провели в Малиновке, где строится метро и весь район превращен в громадную стройку, чтобы создать больше запоминающихся препятствий участникам. - Координируетесь ли вы с ГАИ или дорожными службами? - Пока нет. Да и у нас настолько много различных ведомств, что зачастую они сами точно не знают, где и что происходит. Например, мой знакомый работает в службе Минсктранса и отвечает за изменение маршрутов в Минске. Получается так, что они утверждают одну транспортную схему, публикуют ее, а на следующий день приходит информация о закрытиях, им приходится оперативно создавать еще одну транспортную схему и учитывать еще и эти изменения. Поэтому мы стараемся работать в режиме реального времени и относиться к ремонтам как к данности - Каковы требования к участникам соревнования? Ведь не стоит призывать подростка проехать даже по ремонтируемой дороге… - Мы стараемся звать на игры совершеннолетних людей. В соревнованиях участвуют и люди более младшего возраста, но в таком случае они играют в составе семейных команд: например, родители приходят играть с детьми. Семейных велосипедистов у нас пока не было. С точки зрения и ПДД, и здравого смысла юным участникам не стоило бы пытаться преодолеть спортивную дистанцию. Остальным же участникам-велосипедистам мы рекомендуем иметь с собой ремкомплекты, клей, насосы на случай пробитых шин. - Каковы ваши отношения с ГАИ и другими дорожными органами? - ГАИ про нас, наверное, не знает. Мы пробовали с ними сотрудничать, но что-то не получилось. А вообще, наши участники получают задания и "распыляются" по городу, то есть фактически представляют собой чуть меньшую опасность, чем если бы они передвигались по минским улицам стройными рядами. Я думаю, мы не нарушаем ни одного правила, кроме ПДД в целом, которые у нас созданы достаточно абсурдно. От ПДД всех остальных стран они отличаются тем, что велосипедист легально может перемещаться по городу только по тротуарам, но ведь по тротуарам ходят толпы людей, и велосипедист тоже представляет для них огромную опасность! - Является ли обязательным для участия в вашем проекте наличие фликера? - Примерно раз в год у нас бывают ночные игры, там обязательным является не только наличие фликера, но и наличие полного светотехнического комплекта, то есть на велосипеде должны быть передняя и задняя фара, одежда оборудована световозвращающими элементами - это понятно из соображений безопасности. А днем мы просто просим участников надевать яркие вещи. - Занимаетесь ли вы обсуждением и разработкой каких-то проектов по изменению транспортной сети в столице? О чем вы мечтаете? - Да, у нас есть инициативная группа людей, которым не все равно, что происходит в нашем городе, у которых есть конструктивные предложения и которые не боятся вести диалог с властями. Одной из таких организаций, к которым мы обращаемся, является БАЭС - Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте. Нам бы хотелось, чтобы Минск был покрыт сетью велодорожек, идущих параллельно основным транспортным путям, которые были бы максимально комфортны для скоростного передвижения и пересекались с обычными дорогами. Также могли бы быть специальные велосипедные светофоры, например, в местах, в которых для пешеходов предусмотрен подземный переход. Это низкие бордюры на пересечении с тротуарами и с выездами из дворов - это важно не только для велосипедистов, но и для инвалидов, и для мам с колясками. Очень помогло бы обозначение велосипедных дорожек, сейчас что-то делается в этом направлении, но, например, в Европе все это гораздо адекватнее: там полоса движения велосипедистов выложена специальной цветной плиткой, то есть человек четко видит красную полосу и знает, что по ней нельзя ходить. Та велодорожка, которая сейчас делается в Минске, является прогулочной, идет из ниоткуда в никуда, у нее есть достаточно прихотливые изгибы, которые сложно проезжать на большой скорости; она часто пересекается с пешеходным потоком, например, возле входа в парк. В той же Польше за хождение по велодорожке на людей могут наложить штраф, и именно так выглядят Правила дорожного движения: ведь за хождение по автомобильной дороге человек несет ответственность! Еще одна проблема - это так называемый темный час, когда уже стемнело, но еще не зажглись фонари. Было бы неплохим пожеланием властям включать свет пораньше, чтобы было удобно и велосипедистам, и пешеходам. - Вы уже высказывали эти предложения? - Да, конечно. Мы понимаем, что сразу все сделать невозможно и бюджет ограничен. Но мы стараемся координировать усилия, публиковать свои проекты и разработки, чтобы не идти к властям с заоблачными прожектами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
11 июня 2009 Общество Радио TUT.BY Как известно, участниками дорожного движения являются не только автомобилисты или пешеходы, но еще и велосипедисты.
|
|