Цена эксперимента в строительстве- Постановление № 235 однозначно
позволяет по-новому формировать и применять контрактные
цены в строительстве. В частности, в нем в соответствии с
поручениями Президента предусмотрено применение
укрупненных нормативов стоимости строительства и другие
достаточно прогрессивные нормы. Проблема в том, что этот
механизм не всегда срабатывает: как государственные, так
и частные заказчики пока не могут смириться с тем, что
подрядчик получает право оставлять в своем распоряжении
средства, полученные в результате экономии сметных
расходов. Это право закреплено и в Гражданском кодексе, и
в Правилах заключения и исполнения договоров (контрактов)
строительного подряда, утв. постановлением Совмина от
15.09.1998 № 1450. Более того, оно дополнительно
продублировано и в упомянутом постановлении. Но на
практике постоянно возникают коллизии, когда данная норма
фактически не действует из-за применения Инструкции о
порядке проведения контрольных обмеров, утв.
постановлением Минфина, Минстройархитектуры и
Минэкономики от 30.06.2004 № 99/16/165. Этот документ
сегодня стал предметом серьезных межведомственных
разногласий. Точка зрения главного финансового
ведомства страны понятна - защита интересов
государственного бюджета путем проведения
детализированного контроля на всех этапах строительства.
Однако есть еще и чисто хозяйственные интересы многих
подрядных организаций, которые фактически лишаются
стимулов к интенсификации производственных процессов.
Предложения по снижению стоимости возведения объекта
должны в обязательном порядке отражаться в виде изменения
проекта, что автоматически влечет за собой снижение
контрактной цены. Зачем это нужно подрядчику? - Неужели все, как раньше принято было
говорить, рацпредложения требуют такого жесткого
согласования? - «Мелкие» улучшения можно провести и
без отражения в проектно-сметной документации. Но и они,
как правило, не остаются незамеченными КРУ Минфина,
службами контрольных обмеров «Беларусбанка» и
«Белагропромбанка», которые ведут кредитование жилищных и
других государственных строительных программ. В
результате творческая инициатива, многие предложения
инженерных работников, прорабов, мастеров, направленные
на экономию ресурсов, на деле оборачиваются снижением
финансовых результатов деятельности строительной
организации. Вот с этим парадоксом Минстройархитектуры и
пытается бороться на законодательном поле. - Александр Николаевич, насколько я
понял, все вами сказанное касается объектов бюджетного
строительства? - В негосударственном секторе, к
сожалению, ситуация развивается по очень похожему
сценарию. Возвращаясь к постановлению № 235, можно
отметить, что оно разрешает проводить подрядные торги еще
на стадии архитектурного проекта (при отсутствии рабочей
документации). Этим правом заказчики активно пользуются:
выбирают подрядчика, устанавливают контрактные цены на
рыночных принципах и т. д. Но впоследствии, когда
формируется смета по рабочей документации, «вдруг»
выясняется, что строителям по этой смете можно заплатить
значительно меньше первоначально оговоренной суммы. Очень
часто это становится поводом для острых затяжных
хозяйственных споров - вплоть до судебных исков… Очевидно, белорусское общество еще
просто не созрело для восприятия европейских принципов
ценообразования в строительстве: один возводит объект в
оговоренный срок, другой также в срок выплачивает
оговоренную сумму. - А насколько созрели для восприятия
европейских принципов белорусские органы государственного
управления? - Ссылки на зарубежный опыт мы
постоянно используем как аргумент в дискуссии с
Министерством финансов, крупными строительными
организациями, в том числе и на уровне Совмина. Но чтобы
наглядно продемонстрировать реальный экономический эффект
от наших предложений и ответить на критику со стороны
оппонентов, мы решили провести эксперимент на базе ряда
конкретных предприятий (и объектов), работающих по новым
системам ценообразования. Дело в том, что в постановление № 235
вносился ряд изменений. В частности, было позволено
использовать ресурсные методы ценообразования,
индивидуальные индексы, введен ряд других кардинальных
инноваций. Строительные организации брали их на
вооружение, однако о положительном опыте применения новых
финансовых инструментов обычно в Минстройархитектуры и
другие республиканские органы никто не сообщает. Письма
«в верха» адресуют исключительно в тех случаях, когда
что-то не срабатывает. Анализируя только этот негативный
информационный поток, действительно можно прийти к выводу
о неэффективности наших инициатив. Поэтому, собственно, и возникла идея
о проведении «натурных» испытаний, в ходе которых будут
получены объективные результаты. Во-первых, речь идет об изучении
процесса формирования контрактной цены на основе
укрупненных нормативов стоимости. Такие нормативы уже
разработаны для объектов социальной сферы ряда
домостроительных серий. Во-вторых, предполагается именно
подрядчикам поручить подготовку рабочей документации,
причем без дополнительной разработки смет по отношению к
сметной документации, имеющейся в составе архитектурного
проекта. Для этого подрядчики экспериментальных объектов
будут определяться еще на стадии обоснования инвестиций
или архитектурного проекта. Это, с одной стороны,
существенно снизит трудоемкость процесса, а с другой,
предоставит действенные стимулы строителям для применения
самых передовых и экономичных инженерных решений (в
рамках архитектурного проекта). Особо отмечу, что КРУ Минфина
согласно не проводить проверки экспериментальных объектов
до окончания их строительства. - На какую дату намечен старт
эксперимента? - Конкретные сроки и объекты
определит Совет Министров. Рабочая группа по разработке
нового механизма формирования договорных (контрактных)
цен уже передала в правительство пакет документов.
Возможно, в ходе их изучения исходные параметры
подвергнуться корректировке. Но суть проекта, думаю,
останется неизменной: мы должны совместно с подрядными
организациями, заказчиками, органами государственного
управления доказать высокую эффективность новых рыночных
подходов к ценообразованию в строительстве. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
- Постановление № 235 однозначно позволяет по-новому формировать и применять контрактные цены в строительстве.
|
|