Отношениям России и Беларуси нужна перезагрузкаВластные политики убеждали, что
Беларусь и Россия демонстрируют миру пример современной
интеграции. Эффективной и взаимовыгодной. Вот-вот должна
была появиться зона свободной торговли, но с 1995 по 2009
год ей все время что-то или кто-то мешал. Более 12 лет
назад были подписаны документы о Таможенном союзе. Однако
сегодня речи о единых ставках пошлин, режиме экспорта и
импорта не идет. Более четырех лет назад у Беларуси и
России должна была быть единая валюта. Стабильная и даже
с претензией на статус региональной. Сегодня два вида
рублей, российский и белорусский, как бедные
родственники, безуспешно борются с инфляцией. А граждане
обеих стран продолжают голосовать в пользу американского
доллара и евро. Таким образом, были громкие
благородные обещания и политические фьючерсы, а на выходе
получился пшик. От такой долговременной имитации
интеграции основную выгоду получил госсекретарь союзного
государства Павел Бородин, чиновники быстро разросшихся
союзных органов, мэр Москвы Юрий Лужков, нефтяные
олигархи, коммерческие структуры РПЦ, коммерсанты в
погонах, а также целый ряд чиновников - лоббистов
предложенной модели "союзных" отношений в Кремле и
правительстве России. С белорусской стороны список
бенефициаров гораздо короче, потому что концентрация
власти и коммерческих интересов гораздо выше. Повторим очевидное. С 1995 по 2009 год
политическое руководство Беларуси и России занималось
имитацией интеграции. Жизнь показала, что
межгосударственные соглашения между Беларусью и Россией
(договора о едином экономическом пространстве, таможенном
союзе, союзном государстве) стоят меньше, чем бумага, на
которой они написаны. Выбранная модель взаимоотношений между
Россией и Беларусью на этапе экономического роста
создавала двусторонние схемы дележа нефтегазовой ренты и
"распилки" бюджетов обеих стран. Преимущественно
российского. Когда же Россию и Беларусь перестали
устраивать схемы распределения ресурсов и цены на них,
когда наступил кризис, данная модель стала источником
постоянных, углубляющихся конфликтов. Газ, нефть, сахар, кондитерские
изделия, автомобили, транспортные услуги - экспорт
Беларуси в Россию по этим группам то и дело в разной
степени блокировался. Дошла очередь до молока. В воздухе
запахло ограничительными или запретительными мерами в
отношении мяса и рыбы. Говорить о свободной продаже
российских товаров на белорусском рынке вообще не
приходится. Когда 80 процентов всех товаров на полках
белорусских магазинов должно быть местного производства,
есть все основания говорить о широкомасштабной
дискриминации в отношении российских товаров в Беларуси.
Точнее было бы сказать, всех импортных товаров, но ведь
только с Россией де-юре таких препятствий быть не
должно. Что сделала и делает Россия Дешевый газ и нефть, свободный доступ
на рынок, участие в государственных тендерах и
предоставление очень выгодных кредитов в обмен на
обещания единого государства от Александра Лукашенко -
такова была обобщенная схема политико-экономического
бартера между Россией и Беларусью последние 14 лет.
Аргументация политических или коммерческих стейкхолдеров
данной схемы в Кремле была примерно такой: " Лукашенко
никуда не денется без нашей поддержки и нашего рынка.
Поэтому нужно увеличивать его экономическую зависимость…
Мы помогаем не президенту Беларуси, а белорусскому
народу. Мы - великие, мы можем себе позволить
поддерживать нашего союзника в борьбе с Западом". Сегодня ясно, что эта аргументация не
сработала. Привыкшая к очень дешевым энергоресурсам
белорусская вертикаль власти, 53 квартала подряд
регистрирующая рост экономики своей страны, на каком-то
этапе возомнила именно себя источником "экономического
чуда". Владимир Путин в свои два
президентских срока по инерции поддерживал союзное
государство. Без особых успехов. Без громких поражений.
Нефтедолларов в России было так много, что при остаточном
внимании Кремля к Беларуси изменений в
белорусско-российских отношениях не было. Даже острый
газовый и нефтяной конфликты между Беларусью и Россией,
из которых победителем вышел Лукашенко, не смогли
нарушить существующие практики и тем более формальные
правовые рамки. Именно сохранение последних, по мнению
политических консультантов Кремля, должно в будущем
привести к цели интеграционной политики с позиции России
- созданию единого государства или к де-факто поглощению
Россией Беларуси. Цена вопроса, с точки зрения Кремля,
высока. Если в качестве базовых взять цены на газ для
стран Центральной Европы, если учесть льготные схемы
поставки нефти, то ежегодные субсидии Беларуси составляли
13-18 процентов ВВП этой страны. Абсолютно
беспрецедентная цифра по мировым меркам и исторической
перспективе. В 2008-2009 годах новый президент
России Дмитрий Медведев в те редкие минуты, когда он
думал про Беларусь, не мог не видеть, что реалистичность
такого сценария быстро приближается к нулю. И вот после
выдачи 1,5 миллиарда долларов выгодных кредитов, оплаты
очередного транша за "Белтрансгаз" и всего годового
транзита газа 2009 года Кремль заговорил об условиях
дальнейшей поддержки Беларуси. Путин и Медведев готовы давать
деньги, но от союзника они ожидают поддержки целого ряда
своих политических решений, например, признания Южной Осетии и
Абхазии, а также активного сотрудничества в военной
сфере, создания антинатовского альянса и т.д. Союзники
ведь… Чтобы стать ближе к белорусскому
народу, Медведев даже опубликовал статью в "Советской
Белоруссии" "О развитии зернового рынка". В ней он пишет
об огромном неиспользуемом потенциале России в области
производства зерна. Призывает к сотрудничеству в аграрном
секторе. Неплохое предложение, если учесть аграрный уклон
белорусской экономики. Если Беларусь гордится своими
достижениями в сфере растениеводства,
сельхозмашиностроения, то такой призыв к реализации
совместного проекта по борьбе с голодом в мире мог бы
стать визитной карточной белорусско-российского
сотрудничества. Не получается договориться в нефтегазовой
сфере. Черепашьими темпами идет приватизация. Так, может,
зерно помирит соседей? Никакого ответа из Беларуси на это
эпистолярное предложение российского президента не
поступило. Озадаченность и некая оторопь Кремля,
вызванные несговорчивостью официального Минска, сменились
ужесточением условий по предоставлению обещанных 500
миллионов долларов. Министр финансов Алексей Кудрин
напомнил своему заемщику о важности макроэкономической
дисциплины, чем вызвал бурю негодования и откровенных
оскорблений в свой адрес со стороны первых лиц Беларуси.
Так конфликт, проистекающий из разных трактовок понятия
"союзное государство", перерос в межличностный. А в нем,
как известно, политические и экономические интересы
государств блокируются эмоциями дерущихся сторон. Кремль продолжает верить в букву
подписанных соглашений, но перестал верить белорусскому
президенту. Персонификация конфликта и стопор в
развитии сотрудничества показывают низкий уровень
понимания проблематики белорусско-российского отношений.
Поэтому, когда Лукашенко не поехал на саммит ОДКБ 14
июня, российское руководство в очередной раз попеняло на
индивидуальные особенности характера руководителя
Беларуси, а не на врожденные пороки существующих между
странами правовых отношений. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Властные политики убеждали, что Беларусь и Россия демонстрируют миру пример современной интеграции.
|
|