21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

«НАЦИОНАЛЬНОСТЬ» САДА

19.09.2009 14:18 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Ничто так не облагораживает ландшафт, как сад. Однако у каждого сада, равно как и у всякого живого существа, есть свои «корни». Первое из сохранившихся упоминаний об организованных ландшафтах относится к VI-II вв. до н. э. В то время на территории Древнего Египта и Вавилона садоводство уже сформировалось как отдельная область деятельности.
Чуть позднее в Персии появились так называемые «парадизы» для царской охоты, в Древней Греции стали популярными общественные сады при гимназиях. Суровая эпоха Средних веков способствовала очень замкнутой жизни людей, сады «спрятались» за монастырскими стенами и стали выполнять в основном утилитарную функцию. Именно тогда получили распространение «кухонные» и аптекарские огороды при больницах и богадельнях, сады лекарственных трав. В современном понимании сад — это совокупность растений, дорожек, водоемов, построек, малых архитектурных форм, организованных на определенной территории.
Что удивительно, в каждую эпоху сады играли свою особую роль: в Средние века их устраивали для молитв и благочестивых бесед, в эпоху Возрождения — для собраний ученых и художников, приемов знати, в садах музицировали, танцевали и проводили игры. Парк периода романтизма запомнился как место для меланхолических прогулок и интимных свиданий. На протяжении многих веков создание парков было привилегией знатных и очень богатых людей. Сады занимали площадь в несколько гектаров и обслуживались десятками садовников. Сегодня ситуация сильно изменилась: многие горожане владеют небольшими участками земли и стремятся создать на них свой собственный «райский уголок». И если десять лет назад дачи поголовно напоминали «кухонные» огороды, обеспечивающие своих хозяев необходимыми овощами, то сегодня появляется все больше чисто декоративных ландшафтов.

Стилевые направления
В среде ландшафтных архитекторов обычно выделяют два главных стилевых направления: пейзажный и регулярный сад. Первый создается по принципу подражания природным ландшафтам, второй — противопоставляется им.
Регулярный сад — это сад прямых линий, клумб правильной формы и подстриженных деревьев. В основу его решения положен прием геометрической, формальной планировки. Растения, дорожки, водоемы и другие элементы расположены симметрично относительно основной оси (осей может быть и несколько). Деревья и кустарники постоянно формируются и подстригаются, а перед домом-дворцом высаживается партерный газон. Овощные культуры, пряные и лекарственные растения оформляются небольшими геометрически правильными грядками (квадратными, прямоугольными, круглыми), образующими своеобразную мозаику. Подчеркнутые строгость и рукотворность противопоставляются хаосу естественных природных ландшафтов. Стиль являлся определяющим при создании французских, средиземноморских и ближневосточных (например, иранских) садов.
Пейзажный принцип характерен для японского сада, сада русского модерна и кантри. Отличается живописным, свободным стилем планировки. Хозяин участка наслаждается красотой естественной непрямой линии, стремится воспроизвести увиденные в природе формы и сделать их более выпуклыми, яркими и отчетливыми. В пейзажном саду отсутствует геометрическая правильность — живописные группы деревьев свободно размещаются на полянках и лужайках, извилистая дорожка напоминает зарастающую тропинку в диком лесу. Водоемы максимально приближены к природным: маленький пруд, спускающийся по камням водопад или ручеек, бегущий вдоль деревьев и огибающий беседку. В месте его пересечения с дорожкой устраивается небольшой мостик. В таком саду цветущая лужайка как будто запущена, хотя деловитый садовник ежедневно навещает ее со своими ножницами. Пейзажный сад может ввести в заблуждение относительно своей «культурности» зарастающими уголками, заброшенными прудами, заболоченными участками и «дикими» скалами. Хотя о присутствии человека забыть сложно: нет-нет да и появится за поворотом деревянная скамейка, мостик или беседка.
Сады подразделяют на европейский и восточный ландшафты. Европейские парки создавались исключительно для наслаждения красотой «рукотворной» природы, для эстетического любования. На Востоке (Япония, Корея, Китай и т. д.) у людей развито совершенно другое отношение человека к природе, корни которого можно найти в восточных религиях. Не случайно появилась легенда о пилигриме, который перестал звенеть своим колокольчиком, чтобы случайно не потревожить цветы сливы. Для жителя Востока сад — способ передачи философской информации о мире. Через сад человек познает глубину Вселенной, глубину самого себя, поэтому красота ландшафта часто стоит на втором месте после идейного содержания.

Итальянский сад
Горная местность Апеннинского полуострова способствовала созданию особого итальянского стиля ландшафтной архитектуры. Итальянским называется террасный сад, организованный ступенями на склоне холма. Кульминация пейзажа — возведенная на самой вершине холма вилла, которая «парит» над окрестностями и из которой открывается вид на море или долину. Террасный сад имеет относительно регулярное планирование. Правая и левая части сада обычно имеют лишь приблизительную симметрию относительно основной оси. Индивидуальный стиль итальянского ландшафта создают вечнозеленые пирамидальные кипарисы (в наших климатических условиях их можно заменить туями и можжевельником) и оливковые деревья (облепиха и лох серебристый). Скамейки и каменные балюстрады полускрыты вьющимися растениями. Дикие горные речки оформляются как водопады. Итальянцам с их живым темпераментом по душе большие объемы воды — ее буйство, шум, брызги и всплески.
Средиземноморский стиль удобно копировать на холмистых участках со значительными перепадами высот и открытыми пространствами. А поскольку море для большинства жителей Беларуси — редкость, из окон «виллы» должно быть видно хотя бы бескрайнее поле.

Французский сад
Французский величественный «сад-праздник» — это классический пример регулярной планировки ландшафта. Такой принцип сформировался в XVII в., в эпоху абсолютистского правления монархов, и был призван отражать идею всеобщего порядка: здесь есть главный элемент и целая иерархия подчиненных. Обычно главным элементом, основной осью парка была центральная дорожка, проходящая через весь участок и заканчивающаяся скульптурой, фонтаном, водоемом или скамейкой. Дорожки, расположенные перпендикулярно центральной, делят сад на небольшие участки геометрических форм. Каждая из них имеет четкие границы, их края обычно обрамляются низкорослыми или среднерослыми подстриженными кустарниками — в наших условиях для этой цели можно использовать кизильник, барбарис, спиреи, тую западную. Перед домом разбит парадный цветник-партер, яркий и помпезный. Величие французского сада легче всего оценить с верхней просмотровой точки, например с балкона.
Самый известный из французских садов — Версаль. Знаменитая трехлучевая композиция парка — это не просто архитектурный прием, но и определенный символ. Аллеи лучами расходятся от площади «солнечного» бога Аполлона, своего рода ипостаси «короля-солнца» Людовика XIV. Версаль развивается с востока на запад, и в утренние и вечерние часы солнце отражается в ровной глади водоема — в это время посетитель может увидеть знаменитую «золотую ось» Версаля.

Английский сад
От английского парка остается ощущение свободы и естественности, непринужденности и нерегулярности. Но он обманчив в своей простоте: на самом деле его композиция строго продумана, стиль выдержан очень тонко. Прогулка должна успокаивать, создавать умиротворенное настроение — это самый романтический парк. В английском ландшафте нет средиземноморского простора, здесь весь объем заполнен растительностью. Разноцветные декоративно-лиственные деревья обычно преобладают над хвойными породами, распространены цветущие кустарники (жасмин, гортензия и сирень), миксбордеры (подбираются растения с листьями разнообразных форм и оттенков — барбарис, свидина, бузина). Английский цветник не блещет яркими контрастами и не так эффектен, как французский, — он нежен и ненавязчив. Предпочтение в нем отдается полевым и лесным многолетникам. В пейзажных парках архитекторы умело используют отражающую способность воды. И если в саду присутствует пруд, то при посадке деревьев обязательно учитывается точка обзора на противоположном берегу. Мосты над ручьями и речками имеют форму арки, которая вместе со своим отражением создает гармоничную круговую фигуру. Характерный элемент английского парка — прогуливающиеся овцы. Они не только добротно «подстригают» газон, но и играют декоративную роль: подвижные белые пятна на фоне статичной зелени добавляют в композицию движение.
Английский парк всегда полон сюрпризов. Один из них — это «хо-хо»: парковые ограждения в виде скрытых от глаз широких траншей с изгородью на дне, которые совершенно неожиданно пересекают ваш путь и заставляют поменять маршрут прогулки.

Японский сад
Восточным народам свойственно особое уважение к природе, ее красоте, разумности и одухотворенности. По мнению японцев, все «рукотворные» ландшафты человек создает в соавторстве с природой: она дает художнику сада свои «слова», он пользуется ими и выражает новое, человеческое содержание. Композиция японских садов отличается сдержанностью и лаконизмом, как и характер ее создателей. Каждый элемент, будь то растение, вода или камень, наполнен символическим смыслом. Так, сосна олицетворяет долголетие, бамбук, который гнется, но не ломается даже при самой жуткой непогоде, — стойкость и благородство. В почете многовековые камни и мхи — согласно религии, распространенной в Японии еще до принятия буддизма, они являются жилищами различных духов. Для японца сад — это уменьшенная модель мира, своего рода микрокосм, который, кроме внешнего содержания, наполнен еще и очень глубоким философским смыслом. Сад предназначен для спокойного созерцания, раздумий, медитации и создания безмятежного настроения.
Островное расположение и горный рельеф Японии способствовали определению главных элементов национального садового искусства. Это камень («скелет» природы, символ светлого мужского начала — янь) и вода («кровь» природы, символ темного женского начала — инь). Вода очищает, наполняет ручьи и реки, обрушивается водопадами или заключена в специальное водное устройство.
Для японских садов характерны символические «сухие» водоемы из гальки или песка. При обустройстве «сухих» водопадов подбирается контрастная по цвету галька, которая в лучах закатного и рассветного солнца блестит, как живая вода. При создании «сухих» ручьев и рек имитируются круги на воде — для этой цели используют инструмент, напоминающий грабли. Кстати, пройти по реке из гальки для японца так же невозможно, как для европейца — ходить по водной глади.
Не менее важная составляющая японского сада — камни, заменяющие скульптурный декор. Они подбираются по форме (статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый), цвету, фактуре и соответствию всех этих качеств общему характеру сада. В японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники (сосна черная, вечнозеленые дубы, азалии), которые символизируют вечное постоянство рая. Весна — пора беззаботной радости и наслаждения цветущей сакурой. Как известно, это не конкретная порода дерева — сакурой называют любые косточковые цветущие растения: сливы, вишни, абрикосы и даже яблони. Летом зреют травы и распускаются камелии и рододендроны. Красоту увядающей осени оттеняют красные листья японского клена и нежные хризантемы («кику» — цветок печали, очень любимый японцами, изображен на императорском гербе). Суровой зимой (символ седой старости) настоящее наслаждение испытываешь, созерцая причудливый рисунок ветвей деревьев и мужественную красоту бамбуковых стеблей. Из всех разновидностей стиля японского сада белорусы больше всего тяготеют к имитации чайного сада. Чайный домик служит своеобразной заменой беседки.(Окончание следует).
Наталия ОДИНЦОВА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ничто так не облагораживает ландшафт, как сад. Однако у каждого сада, равно как и у всякого живого существа, есть свои «корни». Первое из сохранившихс
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика