Почему Беларусь перекрыла трубопровод в Латвию?Прокачка дизельного топлива по трубопроводу «Унеча — Вентспилс» снова откладывается. И пока на сутки. Россия, как поставщик, и Беларусь, как транзитер, проводят консультации, которые доросли до уровня вице-премьеров. А пока Балтийская нефтепродуктопроводная система парализована из-за неудовлетворительного технического состояния трубопровода и осложнившихся белорусско-российских отношений. В последние годы на фоне газовых войн между Россией и Украиной белорусский транзит российского газа в Европу выглядел политически стабильным. Несмотря на возможные проблемные вопросы отношений Минска и Москвы, голубое топливо всегда исправно текло в страны Евросоюза. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Так, 17 июля по требованию Минска была приостановлена работа нефтепровода «Унеча — Вентспилс». В МЧС Беларуси объяснили, что диагностика трубопровода, которую проводила немецкая компания, выявила 1082 дефекта, 150 из которых — критические. А к 17 июля российская компания «Транснефтепродукт», которой принадлежит белорусский участок, устранила только 254 дефекта. Российская сторона заявила, что план по устранению был согласован лишь в июне и выполнялся ими без нарушений. С предложением о приостановке трубопровода, который эксплуатируется около 40 лет, в 2008 году выступило Министерство природы Беларуси. В марте 2007 года была зафиксирована первая серьезная утечка. Тогда часть дизельного топлива попала в приток Западной Двины — реку Улла, которая загрязнена на протяжении 15 км. Вторая авария произошла в феврале 2008 года. Тогда «Транснефтепродукт» выплатила Минску компенсацию за ущерб, но сумма белорусскую сторону не удовлетворила. Между тем, СМИ обратили внимание, что время приостановки фактически совпало с запретом России на поставки мясной продукции двух белорусских заводов. Впрочем, в Минске отвергли связь этих решений. Более того, белорусские власти согласились с запретом на экспорт мяса и распространили его еще на три отечественных предприятия. Закрытие трубопровода ведет к снижению объемов торговли нефтепродуктами через порт в Вентспилсе, в результате чего немалые убытки терпят как владельцы порта, так и страна в целом. Глава Латвийской ассоциации транзитного бизнеса Латвии Янис Юрканс назвал приостановку политическим шагом, который связан с конфликтом между Минском и Москвой. Латвия, которая изначально, не собиралась вмешиваться в белорусско-российский спор, намерена обсудить с Россией данный вопрос в ходе заседания латвийско-российской межправительственной комиссии 29 июля, за неделю до предполагаемой даты запуска трубопровода. Как сообщил РИА «Новости» министр экономики Латвии Артис Кампарс, его страна заинтересована в скорейшем возобновлении его работы. Как, наверняка, и в том, чтобы подобные случаи больше не повторились. Вместе с тем эксперты опасаются именно этого — что окончания белорусско-российских «торговых войн» ждать пока не приходится. Ведь, пока не решены все политические вопросы, будет появляться новые экономические. А они могут, как в случае с транзитом дизеля, эхом отозваться у европейских соседей Беларуси. Так, до сих пор открыт вопрос об оплате за российский газ: в начале июля руководство «Газпрома» заявило о том, что Минск задолжал России 244 млн. долларов, и если долг не будет погашен, то поставки могут быть ограничены. Беларусь не согласна с такой позицией и в противовес контракту ссылается на устные договоренности президентов двух стран, о том, что плата будет среднегодовой, а не ежемесячной. Между тем, поставив под сомнение свой статус надежной страны-транзитера, Беларусь рубит сук, на котором сидит. Снижение транзита газа и нефти повлечет снижение поступлений в бюджет. Сегодня за этот транзит Минск ежегодно имеет около 200 млн. долларов. Болезненной станет и проводимая Россией диверсификации поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж. Так, в 2006 году в связи с аварией было закрыто ответвление нефтепровода «Дружба», по которому нефть поступала на литовский НПЗ в Мажейкяе. Вместо ремонта Россия строит нефтепровод в обход Беларуси. Политический обозреватель Роман Яковлевский в беседе с БелаПАН отметил, что некоторые эксперты считают решение Минска о приостановке работы трубопровода «Унеча — Вентспилс» демонстрацией независимости перед предстоящей 28 июля встречей в Брюсселе «тройки» Евросоюза и главы МИД Беларуси Сергея Мартынова. Но вряд ли можно говорить о том, что Беларусь пытается понравиться Европе за счет ухудшения отношений с Россией, считает обозреватель. Кроме того, потеря имиджа надежной страны-транзитера совершенно не в интересах Минска. Яковлевский отметил, что истинные причины приостановки работы трубопровода не известны. Он обратил внимание, что это решение было принято после визита в Беларусь руководителя Счетной палаты России Сергея Степашина, а затем был отменен визит мэра Москвы Юрия Лужкова. По словам обозревателя, белорусско-российские отношения могут быть осложнены «очень серьезными проблемами на самом верху». И они толкают Минск на действия, которые идут вразрез с государственными интересами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Прокачка дизельного топлива по трубопроводу «Унеча — Вентспилс» снова откладывается.
|
|