21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Ответственность за незаконное предпринимательство

19.09.2009 14:20 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Окончание. Начало см. в «ЭГ» № 54

Продолжим изучение проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» (далее — проект).

Проект решает проблему введения административной ответственности за иные виды незаконной предпринимательской деятельности, которые в настоящее время не наказуемы в административном порядке.

Например, в соответствии с п.25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.01.2009 № 1, признается незаконной и запрещается деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы. В соответствии с ч.4 п.13 Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утв. Указом Президента от 14.04.2008 № 209, является незаконной предпринимательская деятельность, выражающаяся в заключении договоров от имени индивидуального предпринимателя со дня получения этим предпринимателем свидетельства о госрегистрации УП.

Названные нарушения не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ни ч. 1, ни другими частями ст.12.7 КоАП. В настоящее время в силу предписаний ч.2 п. 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования и ч.4 п.13 Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности совершение таких действий влечет лишь следующее последствие: «Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке». К тому же названные законодательные акты не оговаривают, каким образом исчислить размер незаконного дохода.

Пробел, выражающийся в отсутствии административной ответственности за осуществление иных видов незаконной предпринимательской деятельности, устраняется в проекте следующим образом. Признается административным правонарушением, влекущим ответственность по ч.2 ст.12.7 КоАП, «осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается». В соответствии с санкцией ч.2 этой статьи незаконный доход от такой деятельности будет подлежать безусловной конфискации, а для выяснения порядка его исчисления достаточно будет заглянуть в примечание к ст.12.7 КоАП.

С введением указанной административной ответственности за иные виды незаконной предпринимательской деятельности возникнет коллизия между санкциями ст.12.7 КоАП, предусматривающими конфискацию дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности, и законодательными актами главы государства, предусматривающими взыскание таких доходов в местные бюджеты в судебном порядке. Эту коллизию следует разрешить посредством исключения из ч. 2 п. 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования и иных законодательных актов норм, обязывающих взыскивать незаконный доход в местные бюджеты в судебном порядке. Подобные прецеденты известны отечественной нормотворческой практике. Например, это уже делалось в не действующем ныне Положении о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.03.1999 № 11, из которого Указом от 25.10.2007 № 534 была изъята норма о взыскании незаконного дохода в местный бюджет в судебном порядке в случаях осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Взыскание соразмерно нарушению

Иные изменения и дополнения в ст.12.7 КоАП, кроме отмеченных выше, преследовали цель дифференциации административной ответственности. Так, в ч. 1 этой статьи, изложенной в проекте в новой редакции, административным правонарушением признаны только предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда таковое разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в лицензиях, если в этих деяниях нет состава преступления, предусмотренного ст.233 УК. Меры административной ответственность за это правонарушение не измененились, за исключением того, что конфискация дохода от такой деятельности как дополнительное административное взыскание может и не применяться хозяйственным судом.

Посредством введения в ст.12.7 КоАП новой части (11) в качестве самостоятельного выделено административное правонарушение в виде предпринимательской деятельности, осуществляемой без госрегистрации либо без госрегистрации и специального разрешения (лицензии), когда последнее обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, предусмотренного ст.233 УК.

Для физического лица, виновного в совершении такой деятельности, установлен штраф в размере до 100 БВ с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации. Ввиду очевидного усиления наказуемости данных действий в этой части проект, когда он станет новым законом, не будет иметь обратной силы. К лицам, совершим эти действия до дня вступления его в силу, будет применяться более мягкая санкция ч. 1 ст.12.7 КоАП в ее нынешней редакции. Напротив, в части придания конфискации незаконного дохода статуса необязательной меры административного взыскания этот закон будет иметь обратную сил. К лицам, осуществившим предпринимательскую деятельность без госрегистрации до дня вступления в силу данного закона, хозяйственные суды могут не применять конфискацию дохода в силу ч. 2 ст.1.5 КоАП.

Торговля особого внимания

В проекте предусмотрено исключение ч.1 из ст.12.9 КоАП («Нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности»). Может показаться, что этим самым отменяется административная ответственность за занятие торговой посреднической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии). В действительности такое решение означает лишь исключение из кодекса специальной нормы (ч. 1 ст.12.9 КоАП), но с сохранением административной ответственности за указанную незаконную предпринимательскую деятельность по общей норме (ч. 1 ст.12.7 КоАП).

Сопоставление этих норм (общей и специальной) указывает, что чем более масштабной по величине полученного дохода являлась торговая посредническая деятельность без соответствующего специального разрешения (лицензии), тем более значимым является смягчение штрафной санкции (по ч. 1 ст.12.9 КоАП сейчас предусматривается взыскание в виде абсолютно определенной санкции — в двукратном размере полученного дохода).

Данное обстоятельство необходимо учитывать в переходный период действия нового закона следующим образом. Когда торговая посредническая деятельность будет связана с получением дохода, не превышающего в два раза минимальный размер штрафа, предусмотренного в ч. 1 ст.12.7 КоАП, то в этой части новый закон будет иметь обратную силу. Его нужно будет применять и к торговой посреднической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии), совершенной до дня вступления нового закона в силу, «как иным образом улучшающего положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение» (см. ч. 2 ст.1.5 КоАП в новой редакции, изложенной в проекте и вступающей в силу одновременно с изменениями и дополнениями в ст.12.7 и 12.9 КоАП). С другой стороны, новый закон не будет иметь обратной силы, поскольку усиливает административную ответственность для лиц, осуществлявших эту деятельность в объемах, связанных с получением дохода, двукратный размер которого превысит максимальный размер штрафа, предусмотренного в ч. 1 ст.12.7 КоАП. Таким образом, за торговую посредническую деятельность, совершенную до дня вступления этого закона в силу, штраф при назначении его хозяйственным судом должен быть не выше максимального размера штрафа, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП, и одновременно равен двукратному размеру полученного дохода. Если двукратный размер полученного дохода будет менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП, надлежит применять штраф в двукратном размере полученного дохода.

Смягчение конфискационного пресса

Не буду повторять сохраняющие силу, но не принятые во внимание законодателем критические замечания по части сохранения правила о конфискации предмета административного правонарушения, не принадлежащего лицу, совершившему административное правонарушение (см. «ЭГ» за 2008 г. № 91). Отмечу лишь известную либерализацию санкций ст.12.7 (за исключением ч. 5 этой статьи) и ст.12.9 КоАП в части применения конфискации. Согласно проекту она становится необязательной дополнительной мерой административного взыскания, избираемой по усмотрению хозяйственного суда, что следует приветствовать. В этой части новый закон будет иметь обратную силу.

Проект предусматривает вступление нового закона в силу через месяц после его официального опубликования. Этого времени, если использовать его с толком, будет достаточно, чтобы подготовиться к его применению, в т.ч. в аспекте решения непростых вопросов действия его норм во времени (придания или непридания им обратной силы). Проект предусматривает соответствующие поручения Правительству по принятию мер, необходимых для реализации положений нового закона. Но необходимую подготовительную работу должны провести также неподконтрольные Совету Министров общие и хозяйственные суды, а также органы прокуратуры.

Алексей ЛУКАШОВ,

кандидат юридических наук

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
грядущие изменения в законодательстве
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика