Автомобиль, который планирует выпускать российский миллиардер Михаил Прохоров, будет называться «ё», а придумал название белорусский художник Владимир Цеслер.
Интернет-газете Naviny.by удалось выяснить, что ё-мобиль обязан белорусам не только названием.
У российского гибрида — белорусский дизайн…
В январе этого года Михаил Прохоров объявил о начале работ по созданию городского автомобиля с гибридным двигателем. Амбициозный проект получил название «Городской автомобиль», а его учредителями выступили прохоровская «ОНЭКСИМ» и расположенная в Санкт-Петербурге компания «Яровит», которая занимается производством грузовых автомобилей, а также разработкой и внедрением технологий в энергетической сфере.
Предполагалось, что дизайн российского гибрида разработают итальянцы. Однако в итоге фирменным стилем стала двухцветная окраска кузова, которую предложил известный белорусский художник-авангардист Владимир Цеслер.
А спроектировали «автомобиль Прохорова» два дизайнера, один из которых тоже оказался белорусом.
«Изначально над дизайном машин на протяжении нескольких месяцев работали минчанин Андрей Трофимчук и петербуржец Виктор Пунтус — тоже, кстати, с белорусской фамилией, — уточнил технический руководитель проекта «Городской автомобиль»Александр Синкевич. — Их вклад в работу примерно одинаков».
Александр Синкевич до «Городского автомобиля» работал в мастерской известного кастомайзера Юрия Шифа…
… а советник по стратегическому маркетингу Дмитрий Ярота (слева) известен как организатор «Моторшоу». В центре — Дмитрий Бирюков.
Российский гибрид не случайно получился таким «белорусским». В Беларуси начинался бизнес владельца российского холдинга Андрея Бирюкова — с поставок МАЗов в Россию и другие страны СНГ. Со временем бизнес расширился и вышел за пределы страны, но контакты и связи остались. Именно Андрею Михайловичу принадлежит идея производства недорогих электрокаров, и именно он предложил поучаствовать в ее реализации олигарху Прохорову, которого российские СМИ называют другом Бирюкова.
… и белорусское имя
Презентация народного автомобиля была запланирована на конец 2010 года. Однако имя для машины никак не придумывалось, поэтому решили поручить это дело тем, для кого она и предназначалась — народу. Конкурс на лучшее название был объявлен в блоге «Городского автомобиля». Блогеры предложили 11 365 вариантов, но все они были забракованы… белорусом.
Человеком, лишившим «народный автомобиль» народного имени, стал профессор кафедры дизайна гуманитарного факультета БГУ, кандидат философских наук, член международной ассоциации «Союз дизайнеров» и Белорусского союза дизайнеров Олег Чернышев.
Рецензент отметил несколько удачных вариантов — например, Аврора (слоган: «Автора — выстрели в будущее!»), Гаврош («И мир становится проще!»), Пассия («Ей не изменяют!»), Кокон («Кокон — комфорт и безопасность»), Парус («Доверь себя лучшему!»), Квант («Меньше размеры, больше возможности!»), Барс («На барсе с фарсом!»)... Однако идеального среди них так и не нашел.
Из предложенных 11 тысяч вариантов названий организаторы все-таки назвали пятерку лучших: Аванс, 777, Аз, Колесница и 27 (намек на 27-ю статью российской Конституции — о праве граждан на свободу передвижения). Первые два названия придумали опять же белоруски — жительницы Минска и Солигорска. Победителей наградили, но ни одно из пяти названий не использовали.
Владимир Цеслер сказал свое «ё» на первой же встрече с организаторами проекта… и его никто не услышал.
«Когда мы впервые собрались в кафе — три представителя проекта и я, и Андрей Бирюков изложил концепцию автомобиля, у меня сразу родилось — «ё». Но это название отмели. И объявили конкурс», — рассказал Цеслер.
В начале сентября Михаил Прохоров, будучи в гостях у программы «Прожекторперисхилтон», даже пообещал ведущим — Урганту, Светлакову, Цекало и Мартиросяну — подарить им первые четыре автомобиля, если они придумают для него название. Но и они с задачей не справились.
И тогда Цеслер опять предложил «ё». После недолгих консультаций название было принято.
«Некоторые СМИ написали, что я, когда увидел автомобиль, сказал восхищенно: «Ё-мое!» И якобы так родилось название. Ничего подобного: «ё-моё» появилось уже позже как слоган», — пояснил дизайнер.
Мнение Прохорова по поводу «ё-мобиля» можно узнать из его блога: «Наша команда придумала, как мне кажется, гениальное название — «Ё». Особенно мне нравится соединение двух направлений: новой мировой тенденции начала доминирования виртуальных брендов (i-pod и т.д.) и нашего исконно российского, которое не встречается больше нигде. Что и говорить, Ё никого не оставит равнодушным, потому что это круто. Мы отлично понимаем, какое количество комментариев и глубокой иронии мы получим, и этого очень даже ждем. Так не робейте и смело делитесь своими ё-эмоциями и ё-переживаниями! Если вспомнить известную фразу Киплинга: «Мы с тобой одной крови — ты и я!», то по-новому и модному это звучит: Ё-моё, это ё-твоё. Теперь каждый может для себя решить, с какой стороны Ё он находится. Давайте вместе ёрничать!»
За «гениальное название» Цеслер до сих пор ничего не получил: «Этот вопрос мы пока не обсуждали».
Как вы лодку назовете…
В общем, игрой смыслов авторы остались довольны — в отличие от блогеров. Пока интернет-отзывы о ё-мобиле носят весьма ироничный характер.
«Ё-мобиль в первую очередь ассоциируется с «ё-мое». Очень «положительный» пиар для автомобиля… Или это идея такая — отечественному автопрому все равно ничего не поможет, так хоть развлечемся? Не догоню, так хоть согреюсь?», — иронизирует Ahava.
«Произнесенное «ё-оооо...», как мне кажется, имеет в русском языке оттенок разочарования. Так что не очень-то и удачный пиар. А вообще — как Вы лодку назовете...» — пишет chisar.
«Автомобиль-подЁбка, и кто такое купит?!», — возмущается borter.
«Да ладно вам! Вспомните, сколько было стеба, издевки и ржачки над яйцами МТС. Компания, однако, процветает. И бренд — не последнее дело. Так что все будет зависеть от качества машинки», — резюмирует mar496.
Первые ё-мобили от Михаила Прохорова — компактные кроссоверы и хэтчбэки — представили в минувший вторник. Планируемая цена — не более 15 тысяч долларов, максимальная скорость — 120 километров в час, бензина будет уходить 3,5 литра на 100 километров.
Изобретатели народного автомобиля утверждают, что, в отличие от мировых аналогов, он не нуждается в подзарядке от электросети, хотя его основной двигатель — электрический. Машина будет приводиться в движение благодаря электричеству, которое вырабатывается бензино-газовой установкой и накапливается в суперконденсаторах, питающих 70-сильный электродвигатель. Пробег автомобиля на одной заправке с таким двигателем может составить 400 километров.
Предполагается, что ё-мобиль будет весить не более 700 килограммов. Чтобы упростить авто, в нем вместо стандартных 6 тысяч деталей сделают 400 комбинируемых между собой блоков.
Серийный выпуск российского гибрида может начаться в конце 2012 года, а площадка для сборки мощностью 20-30 тысяч автомобилей в год будет выбрана в ближайшие два месяца.
«Перед нами чистый лист бумаги, нетронутый кусок земли, и на этой земле мы построим завод, где сможем осуществлять на практике любые конструкторские решения. Причем будут использоваться лучшие решения, либо те, которые по разным причинам пока не использовались в автомобильной промышленности. Никто из автогигантов не может себе такого позволить, а мы — можем», — рассказал Александр Синкевич.
На вопрос «Будут ли ё-мобили собираться в Беларуси?» представитель «Городского автомобиля» ответил почти утвердительно: «Разумеется, мы будем реализовывать проект в первую очередь в России, но при этом ни одна из стран СНГ из нашего поля зрения не выпадает. Мы хотим создать целую сеть небольших заводов, локализованных в разных регионах — самостоятельных дилеров, которые будут получать у нас компоненты и собирать автомобили, неся ответственность за их качество. Если появится такой партнер в Беларуси — тогда да, будут. Это вопрос ближайших пяти лет».
Создатели ё-мобиля рассчитывают, что дерзкий, новаторский бренд будет диктовать русскую культуру и традиции всему миру. Но так ли много в этом бренде русского? Что ни говори, а в новое десятилетие Россия въедет на белорусском автомобиле.