Чего ждут белорусские автодилеры
06.05.2011 04:02
—
Новости Авто
|
В ситуации, когда официальный курс является не чем иным, как фикцией, напоминающей о старых добрых временах, автомобильный бизнес перешел на полуподпольное существование. Дилеры ищут любые схемы, позволяющие легально покупать валюту и принимать ее у немногих платежеспособных клиентов. Компании не могут выполнять свои прямые функции – продавать новые машины и поддерживать гарантийным сервисом и запчастями те, которые были проданы ранее. «Ежедневник» пообщался с крупнейшими автодилерами и констатирует, что общее настроение на рынке пессимистическое, на грани отчаяния. Кто-то более откровенен, кто-то отвечает кратко. А кто-то вовсе воздерживается от публичных комментариев, предпочитая сидеть и не отсвечивать, пока государство не придумало способ отобрать те крохи, которые остались. Те, кто не рискует комментировать происходящее в открытую, с грустью рассказывают в телефонную трубку: продаж нет, единичные отпущенные автомобили оплачивают те, у кого есть «живая» валюта, – или россияне, или белорусские юрлица, забирающие давно заказанные автомобили. А считанные машины, которые ввозят сейчас сами дилеры (просто чтобы заполнять шоу-румы), для гипотетического покупателя будут пересчитаны из евро в рубли по курсу примерно 1 к 7000. А те немногие клиенты, кто мог бы себе позволить купить евро по такому курсу, заняты сейчас совсем другими проблемами, нежели покупкой нового автомобиля. Ведь автомобили не зубные щетки, где двукратное удорожание неприятно, но не смертельно. Малейшее колебание курсов здесь катастрофически влияет на конкурентоспособность товара. Бюджетная малолитражка ценой 10 тысяч долларов, которая еще вчера стоила тридцать миллионов рублей, сегодня стоит пятьдесят – кто это будет покупать? Мы задали автомобильным импортерам несколько главных вопросов: Алексей Кричмар, директор компании «Вуатюр де франс» (импортер Citroёn): Сергей Бабашков, директор «Хёндэ АвтоГрад» (импортер Hyundai): Автобизнес, как и прежде, остается прибыльным, но только в белорусских рублях – то есть из-за множественности валютных курсов говорить о прибыли пока сложно. Чтобы и впредь продолжать работать и получать прибыль, необходимо установление единого обменного курса рубля, хотя уровень продаж из-за курсовой разницы, безусловно, должен снизиться. Что касается срока, который мы можем выдержать в условиях «валютного голода», то пока мы используем свои резервы для удовлетворения запроса покупателей. Но, как и любые резервы, они со временем истощаются. Параллельно мы ведем переговоры со своими поставщиками из Кореи, Европы и России. Но все они, в частности российский завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, не готовы идти на поставку авто без оплаты, несмотря на единое таможенное пространство и прочие взаимоотношения братских стран. Без установления единого курса и появления в свободной продаже иностранной валюты бизнес сможет просуществовать столько, на сколько хватит собственных резервов у каждой компании. Сергей Варивода, руководитель группы компаний «Интеллект» (импорт ГАЗ, УАЗ, Great Wall, Chery): По-моему, автомобильный бизнес в нашей стране был прибыльным в очень ограниченный период последних месяцев всеобщего благоденствия и надувания кредитного пузыря в экономике. Официальные дилеры по-прежнему ждут перераспределения рынка в свою пользу. Нынешний уровень спроса далек от желаемого. Ждем 2012 года. Никак не раньше. Не только курс определяет спрос на автомобили. На мой взгляд, приемлемыми макроэкономическими параметрами для роста автомобильного рынка (граждане и организации) могли бы быть: курс 3000 рублей за доллар, реальная ставка кредитования 12–13%, реальная средняя заработная плата в бюджетной сфере 1,8–2,0 миллиона рублей, дефицит госбюджета 3% ВВП при нынешних темпах роста экономики. Пускай курс будет 5000 рублей за доллар. Но соответствующим образом должны быть изменены и иные индикативы. Только это невозможно. Точнее, возможно, но с тем же эффектом через непродолжительное время... К сохранению текущей ситуации на валютном рынке мы не готовы. Все ждут перемен. В лучшую сторону. Но откуда им взяться? Нас ждет очередная эпоха глубокой рецессии рынка автомобилей. Похоже, теперь уже и бывших в употреблении. Рынок начнет оживать гораздо позднее, чем мы предполагали (продажи на Россию не в счет). Вряд ли девальвация по итогам этого года составит менее 30% (оптимистический вариант!). И пока не подрастет заработная плата, не достигнут своего пика и снова не упадут ставки по кредитам, не рассосутся запасы ввезенных б/у машин, ждать существенного подъема первичного рынка (хотя бы до уровня продаж 2008 года) не приходится. Я вообще не понимаю, как наш бизнес еще держится. И это уже не бизнес, а социальная деятельность. Предлагаю у надгробия каждого почившего безвременно дилера класть Директиву №4. Ну а выжившим – памятник в бронзе, почет и уважение.
Остается ли бизнес прибыльным при нынешнем уровне спроса? Хороший вопрос. :) Наверное, да. Сколько еще может работать бизнес в таких условиях? Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени свое отношение к ней. Бизнес способен продержаться в таких условиях достаточно долго: даже если не будет продаж автомобилей, сохранится продажа запасных частей и услуг СТО. Вопрос в том, какое количество человек останется работать и какую зарплату при этом они будут получать. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Минуло полтора месяца с тех пор, как в Беларуси исчезла валюта, а продажи новых автомобилей замерли. Ситуация продолжает усугубляться: автодилеры всерьез говорят о...
|
|