Вернувшийся в начале недели из Польши житель Ганцевичей поделился с
Ганцевчане Николай и Алла Павловские свой мартовский трудовой отпуск заранее спланировали провести в польском Вроцлаве в гостях у семьи сына, работающего в одной из местных ІТ-компаний. Туда они выехали вечером 9 марта, а возвратиться домой планировали 20-го числа. На эту дату и были взяты обратные билеты на автобус. Но эти планы пришлось существенно корректировать из-за ограничений, вызванных эпидемией коронавируса.
– В гости к сыну в Польшу мы ездим достаточно регулярно, поэтому на нововведения при пересечении белорусско-польской границы, обусловленные эпидемией коронавируса, сразу же обратили внимание, – рассказывает Николай Павловский. – Когда ночью 10 марта на поезде Брест – Варшава мы пересекли границу, то на польской стороне у нас поинтересовались самочувствием, проверили температуру тела и попросили заполнить специальную анкету с указанием польского адреса, где мы будем проживать, и номеров наших телефонов. По приезде во Вроцлав тоже почувствовалась некоторая напряженность с коронавирусом. Некоторые фирмы отправили своих сотрудников работать по удаленному доступу дома. К примеру, IT-компания, где работает наш сын, так поступила еще в самом начале марта.
Но особенно обстановка изменилась 13 марта, когда было официально объявлено, что в Польше из-за COVID-19 вводится чрезвычайная эпидемическая ситуация, а с 15 марта как минимум на 10 дней закрывается граница для въезда иностранцев и приостанавливается международное авиа- и железнодорожное сообщение.
Узнав о закрытии границ, супруги решили как можно быстрее вернуться домой. И тут им, как и многим белорусам, пришлось несколько понервничать. Причина тому – возникшая неопределенность с транспортным сообщением между Беларусью и Польшей.
– 14 марта мы зашли на сайт популярного автобусного перевозчика ECOLINES и заказали два билета на автобус Варшава – Минск, с отправлением на следующий день в 21.45, – продолжает рассказ Николай Павловский. – И хорошо, что мы сделали это с самого утра – так как свободные билеты на этот рейс исчезали на глазах – их массово раскупали. И еще на сайте я обратил внимание на объявление о том, что Чехия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Украина (список стран в режиме обновления) полностью закрыли свои границы для въезда иностранцам и что рейсы автобусов ECOLINES в эти страны и из этих стран прекращены до дальнейших сообщений государственных институций. Такая ситуация мне была несколько непонятна: через сайт билеты вроде как продаются, но при этом рейсы автобусов отменены. Чтобы прояснить положение дел, вечером 14 марта позвонили оператору перевозчика на один из указанных на сайте номеров, по которому сообщили, что рейс, по-видимому, действительно будет отменен. Мы были в растерянности: последний поезд из Польши в Беларусь «Берлин – Москва» отправлялся ночью 15 марта из Варшавы. И чтобы вовремя добраться к поезду, из Вроцлава мы уже не успевали. Стали искать разные варианты и вышли на знакомых, которые тоже были в гостях в Варшаве и в среду, 18 марта, собирались возвращаться в Беларусь на своем автомобиле. Предварительно договорились уехать с ними, если не будут ходить автобусы, и стало как-то спокойнее.
Утром в воскресенье Павловские еще раз на всякий случай перезвонили в ECOLINES и узнали хорошую новость: рейс Варшава – Минск в 21.45 стопроцентно будет. Они быстро собрались и днем на электричке выехали из Вроцлава в польскую столицу.
– Электричка на Варшаву шла тоже практически пустая. В нашем вагоне ехало только пару молодых людей. При том, что это был выходной день, – обратил внимание Николай Павловский. – Зато когда садились в Варшаве на минский автобус, он был стопроцентно заполнен. Ехали, в основном, студенты, которые учатся в Польше. Одна девушка мне рассказала, что их студенческое общежитие в Варшаве отдают под карантинный центр, а студентов переселяют в другие общежития или предлагают уехать на это время домой. Она приняла решение вернуться домой в Минск.
И еще одна интересная деталь, в какой-то степени говорящая об ажиотаже с билетами в Беларусь. Если утром 14 марта мы покупали на сайте билеты из Варшавы до Барановичей по обычной цене 119 злотых (почти 72 рубля. – Прим. авт.), то женщина, сидевшая рядом с нами, днем за такой же билет до Барановичей отдала уже 159 злотых (более 95 рублей), а эта студентка купила вечером билет до Минска вообще за 60 евро.
Не могу сказать, с чем связана такая разница в стоимости – возможно, люди покупали билеты через какие-то сайты-посредники, а не непосредственно у оператора. Но факт роста цены на билеты из Польши в Беларусь в связи с возникшим ажиотажем есть. Впрочем, все ехавшие в автобусе были рады, что смогли вообще взять билеты на этот рейс, и об их цене особо не задумывались.
Когда ночью 16 марта мы приехали на погранпереход в Брест, все были рады, что наконец-то оказались в своей стране. И различные процедуры, связанные с прохождением границы, в том числе с мерами противоэпидемиологического контроля, совсем не казались какими-то утомительными. Главное – что мы на Родине. Кстати, вернувшись домой, я 16 марта ради интереса зашел на сайт перевозчика и увидел, что рейсы из Варшавы в Минск запланированы только на этот и следующий день, причем все билеты уже были проданы. И, вероятно, кому-то их не хватило. Думаю, что таким людям добраться теперь в Беларусь будет гораздо сложнее, поэтому искренне желаю им удачи и поскорее доехать домой.
Геннадий ПОПЛАВСКИЙ,