Последствия COVID-19 для безопасности в Восточной Европе
13.04.2020 10:12
—
Новости о Коронавирусе
|
Ключевые тезисы онлайн дискуссии «Пандемическое разрушение: влияние коронавируса на безопасность в Восточной Европе». 7 апреля 2020 года Совет по международным отношениям «Минский диалог» совместно с Фондом им. Конрада Аденауэра (Германия), Центром исследований Восточной Европы (Литва), Центром евразийских и европейских исследований ФМО БГУ (Беларусь) и проектом GCRF COMPASS (Великобритания) провел онлайн дискуссию «Пандемическое разрушение: влияние коронавируса на безопасность в Восточной Европе». Представляем ключевые тезисы спикеров, пишет Общественное здоровье и безопасностьВзаимосвязь общественного здоровья и безопасности обсуждается еще с конца 1990-х годов. Тогда стало понятно, что проблемы распространения инфекционных заболеваний требуют новых стратегических подходов в более широком контексте безопасности. В течение последних нескольких лет отдельные специалисты в области здравоохранения, а также эксперты-международники изучали возможные сценарии глобальной пандемии. Тем не менее, мировое сообщество не было готово к COVID-19, и поэтому сейчас важно анализировать все его проявления и последствия. Влияние вопросов здравоохранения на безопасность имеет два уровня: Прямое воздействие – влияние инфекционных заболеваний на военнослужащих: случаи заражения среди военного персонала, как правило, ухудшают общую оборонную готовность; Косвенное воздействие заключается в более широких социально-экономических последствиях пандемий. Ускорение геополитического времениОсновным геополитическим эффектом COVID-19 является ускорение времени: уже начавшийся несколько лет назад процесс трансформации системы международных отношений сейчас будет происходить гораздо быстрее. Результаты трансформации будут видны более концентрированно, чем это было бы без коронавируса. Однако, в отличие от последствий больших войн, сама по себе пандемия, скорее всего, не вызовет каких-либо фундаментальных структурных изменений, но усугубит ранее существовавшие проблемы и противоречия. В первую очередь, между США и Китаем. Это значит, что геополитическая напряженность в мире после пандемии только усилится. Хотя в разных регионах она будет проявляться по-разному. Специфика восточноевропейского региона сейчас в том, что он не находится в эпицентре нарастающей конкуренции между Пекином и Вашингтоном. США и Китай будут каким-то образом присутствовать в регионе, но их конкуренция здесь будет разбавляться интересами и потенциалами России и государств ЕС. Это значит, что вместо лобового столкновения сверхдержав в Восточной Европе можно ожидать повышенного маневрирования в исполнении всех региональных акторов. В результате поле для региональных договоренностей может быть сравнительно широким. Усиление роли государстваОдним из очевидных эффектов COVID-19 становится дальнейшее усиление и даже своего рода возрождение национальных правительств. Особенно хорошо это видно на примере Европейского союза. Тот факт, что ключевые акторы все чаще начинают принимать решения в одностороннем порядке, является четким сигналом для других, особенно небольших стран: чрезмерное полагание на третьи стороны в критических вопросах безопасности может оказаться неэффективным и даже опасным. Мультилатерализм (многосторонняя дипломатия) остается лучшей стратегией для небольших государств, так как расширяет их возможности и влияние. Однако в условиях преобладания односторонних действий со стороны больших государств он может привести к разочарованию в союзниках из-за недостаточных взаимных консультаций и поддержки. Не говоря о все более частых недружественных действиях между формальными союзниками. Таким образом, мы можем наблюдать тенденцию «вестфализации» международных отношений. В качестве ее отдельных проявлений можно рассматривать кризис солидарности и рост праворадикальных идей. Это релевантно и для Восточной Европы, которая быстро может оказаться в условиях тотального протекционизма и возродившихся межгосударственных противоречий. Поэтому для региона особенно важно найти механизмы сохранения и развития сотрудничества как в противостоянии пандемии, так и по всей традиционной региональной повестке. Усиление роли государства также прослеживается в увеличении функций полицейских и военнослужащих, а также во введении новых нормативных ограничений. Принятые законодательные ограничения могут оказать влияние на правовую систему после окончания пандемии. Некоторые специалисты предсказывают «правовую революцию», которая затронет как устоявшиеся демократии, так и развивающиеся страны. Однако одновременно проявляется и другая тенденция – рост социальной солидарности и общественная самоорганизация для решения конкретных локальных проблем, вызванных пандемией. Международные институтыПандемия фактически проверяет, способны ли международные институты адаптироваться к кризисным ситуациям. Наряду с усилением роли государства, мы стали свидетелями заметного снижения координации между европейскими правительствами. Первым ответом на COVID-19 в ЕС было закрытие границ. Своего рода конкуренция между национальными государствами в начале пандемии затруднила антикризисное сотрудничество. Это служит напоминанием о необходимости уделять особое внимание национализму и популизму, поскольку эти идеи могут получить еще большее признание в условиях пандемии. Говоря о возможностях ВОЗ, основным выявленным недостатком является отсутствие политической воли национальных правительств для реализации ее необязательных решений. Поэтому мы можем ожидать реформирования организации после окончания пандемии. Экономические последствияОчевидно, что мы столкнемся с серьезным экономическим кризисом и глобальной рецессией в результате последствий карантина для национальных экономик, увеличения расходов на здравоохранение и затруднений функционирования мировых рынков. Глобализация действительно создала прекрасную систему экономических связей, но, с другой стороны, сделала дополнительно уязвимыми все страны, но в особенности развивающиеся. Ключевым извлеченным уроком становится необходимость повышать устойчивость посредством регионального сотрудничества и самообеспечения. Другим вопросом, вызывающим беспокойство, является установление экономических приоритетов, когда речь идет об общественном здравоохранении. Сугубо статистический подход к уровню смертности от коронавируса является вызовом моральным ценностям народов. Военные расходыСущественные экономические затраты на борьбу с пандемией могут повлиять на объем оборонных расходов во многих странах. В случае Литвы и, возможно, других стран Балтии, ожидается, что расходы на оборону останутся на уровне 2% ВВП. А сам ВВП может снизиться почти на 7%. С другой стороны, исторически пандемии часто сопровождались вооруженными конфликтами. Если такая закономерность сохранится и сейчас, то это может послужить причиной роста расходов на оборону в качестве меры предосторожности. В том числе и в Восточной Европе. Стоит ожидать негативных последствий COVID-19 для системы контроля над вооружениями, поскольку это направление сотрудничества в ближайшее время будет привлекать гораздо меньше политического внимания. Нет никаких гарантий, что приостановленные сейчас механизмы укрепления доверия (например, взаимные инспекции в рамках режимов контроля над вооружениями) будут возобновлены в прежнем виде после окончания пандемии. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ключевые тезисы онлайн дискуссии «Пандемическое разрушение: влияние коронавируса на безопасность в Восточной Европе». |
|