С приходом коронавируса в начале весны было не до конца понятно, что кинобизнес заглохнет на долгие месяцы и кинотеатры придется закрыть. Сейчас большинство столичных киноплощадок снова открывают двери для посетителей, а на 3 сентября запланирована первая громкая премьера — «Довод» Кристофера Нолана. TUT.BY решил узнать, как пандемия ударила по минскому кинопрокату, чем во время простоя занимались сотрудники минских кинотеатров и готовы ли они ко второй волне коронавируса.
С приходом пандемии минчане перестали посещать кинотеатры не только из-за опасения заразиться вирусом, но и из-за того, что в кинозалах, по сути, нечего было смотреть. Поэтому основные источники заработка кинотеатров — продажа билетов, реклама и реализация еды и напитков — в одночасье стали неактуальными.
Как кинотеатры сражались за зрителя, какие форматы придумывали, платили ли зарплату работникам? Эти вопросы мы задали директорам частных сетей кинотеатров Silver Screen, Falcon Club Бутик Кино и «АртКинотеатр». Сеть государственных кинотеатров «КиноМинска» от комментариев по этой теме воздержалась.
Silver Screen
Олег ТроникИсполнительный директор сети кинотеатров Silver Screen
Екатерина ДанилюкОперационный директор сети кинотеатров Silver Screen
Silver Screen cinemas — самая крупная сеть частных кинотеатров в Беларуси. В ее структуру входят три мультиплекса, которые находятся в торговых центрах Galileo, ArenaCity и Dana Mall. TUT.BY встретился с директорами сети Олегом Троником и Екатериной Данилюк. Олег уточнил: говорить о том, что кинопрокат уже пережил коронавирус, пока рановато — все еще в процессе.
Для сети Silver Screen, как и для других, пандемия стала неожиданным поворотом. В начале весны компания потеряла 98% оборота (выручки) со всех вышеназванных источников.
— В такой ситуации трудно принимать решения, которые могли бы способствовать возврату выручки или зрителей. 98% вернуть невозможно.
С приходом пандемии зрителей в Silver Screen старались удержать: помещения дезинфицировали, поставили защитные экраны и нанесли разметку на полу, сотрудников обеспечили масками — для компании, говорит Екатерина, это базовые моменты, и они даже не обсуждались. Но свою роль сыграло то, что прекратились премьеры. Олег комментирует:
— Все-таки боязнь коронавируса — это одно слагаемое проблемы, а вот отсутствие контента я бы назвал ключевой проблемой. В той или иной форме безопасный просмотр кино можно обеспечить, но когда вдруг пропадают премьеры, заменить новый контент на что-либо настолько же интересное зрителю не представлялось возможным.
Чтобы сохранить рабочий ритм, компания сконцентрировала все силы в одном кинотеатре — VOKA cinema в ТРЦ Dana Mall. Две другие киноплощадки — Silver Screen в ТРЦ Galileo и Silver Screen в ТРЦ ArenaCity — с 8 апреля временно прекратили работу. Олег связывает такое решение с комплексом вопросов, которые пришлось оперативно решать в тот момент: аренда, обязательства перед партнерами, местоположение кинотеатров и другие.
— Арендодатели пошли на определенные уступки во всех трех торговых центрах, с которыми мы работаем, хотя и темп достижения договоренности с каждым из них был разным. Когда приходилось реагировать немедленно, скорость принятия решений, конечно, была для нас важнее всего.
Тогда, когда большинство минских кинотеатров было закрыто, Silver Screen в ТРЦ Dana Mall работал без перерывов. Сотрудники отрабатывали смены, выполняли свои стандартные функции. Фиксированный оклад у них остался, а вот процент с продаж они потеряли, потому что кинопрокат был парализован. Продолжили работать и киномеханики: уменьшать ставку за час им не стали.
При этом, делится Екатерина, по разным причинам штат сократился почти вполовину, но ключевых работников удержать удалось. Сотрудников, которые работали непосредственно в кинотеатрах и 90% которых — студенты очного отделения, пришлось отпустить на каникулы. Хотя некоторым HR-специалисты компании смогли найти подработку в других организациях, где вырос спрос (в основном это службы доставки).
— Тем количеством сотрудников, который у нас есть, мы закрываем тот уровень загрузки, который сейчас есть. Но осенью однозначно будем искать новых работников.
Уже 12 июня кинотеатры в ТЦ Galileo и ТЦ ArenaCity заработали снова, но кино в них крутили только по выходным: ориентировались на поток гостей в торговых центрах. Уточнили у Олега, почему кинотеатры заработали летом, когда громких премьер еще не намечалось:
— Как только появлялись первые лучики надежды, мы открывались вопреки финансовым ожиданиям. Лучиками я называю улучшение эпидемиологической ситуации и рост посещаемости торговых центров. Плюс некоторые дистрибьюторы дали в прокат самые кассовые фильмы прошлых лет — это позволило нам рассчитывать на дополнительный интерес зрителей к кинотеатрам.
VOKA cinema, напомним, продолжал работать все пять месяцев. Более того: чтобы сохранить связь со зрителем, здесь запустили услугу «Личный кинотеатр» для индивидуального пользования залами. Директора делятся, что эта опция даже превзошла их ожидания. Услуга пользовалось спросом, появились постоянные клиенты.
— Сейчас, с началом эпохи премьер, мы думаем, в каком виде сохранить эту услугу, — говорит Олег. — И распространить ее географически.
За время пандемии сеть обзавелась и другими новыми форматами. Летом открылись сразу два автокинотеатра: Silver Screen Open Air в парке Dreamland и Silver Screen Drive-In на крыше торгового центра Palazzo. О своих решениях команда не жалеет и уточняет, что в первую очередь эти проекты были для них имиджевыми.
— С учетом инвестиций, которых требует открытие любого автокинотеатра, мы не пытались заработать с этих проектов. Но итогами мы довольны: каждый из них по своему имел свою атмосферу. Сейчас Silver Screen Open Air закрывается, но не исключено, что немного в другом формате он вернется в следующем году. Возможно, это будут опен-эйр-вечеринки с просмотром кино на пледах и шезлонгах. Автокинотеатр на крыше продолжит свою работу как минимум до конца сентября.
Коронакризис внес корректировки в открытие будущих объектов сети, которые должны были заработать в течение 2020 года. Например кинотеатр в ТЦ Palazzo. Планы пришлось пересматривать, говорит Олег.
Подытоживая, собеседники отмечают, что компания финансово не была готова к пандемии, хотя на счетах Silver Screen были определенные средства, на которые сеть жила все это время.
— В начале кризиса мы, как и любой бизнес, рассчитывали на государственную поддержку. Все иллюзии на этот счет мы потеряли и теперь полагаемся только на себя.
Ко второй волне коронавируса, если она будет, подготовиться тоже невозможно, сообщает Олег. Элегантных решений, как с этим справиться, пока нет.
— Я имею в виду, конечно, не вопросы безопасности гостей — с этим было, есть и будет все в порядке. А вот жить на уровне в 2% от запланированной выручки невозможно бесконечно, а тем более создавать запас на вторую волну. К сожалению, контент самостоятельно создавать мы тоже не можем: белорусского кино [ориентированного на прокат] в стране почти не существует. Хотя мы ожидаем релиз «Купала» от «Беларусьфильма».
К докоронавирусным показателям, полагает директор, компания вернется в конце года или в начале следующего. Хотя прогнозы делает с осторожностью — с учетом не только пандемии, но и ситуации в стране.
Олег говорит, что сейчас посещаемость кинотеатров существенно не изменилась с коронавирусной эпохи. Но в компании рассчитывают, что именно крупные премьеры вернут гостей в кинозалы.
— Я уверен, что наших 20 залов достаточно для того, чтобы вместить всех — даже с учетом шахматной рассадки. К слову, стоимость билетов останется прежней.
Татьяна РомановскаяДиректор Falcon Club Бутик Кино
Falcon Club Бутик Кино — частный кинокомлпекс, который временно не работал с середины апреля до начала июля. На наши вопросы согласилась ответить директор Бутика Кино Татьяна Романовская. Правда, письменно.
Говоря о самом начале пандемии, Татьяна отмечает, что зритель не перестал ходить в кино одномоментно, это был постепенный процесс.
— Первые тревожные симптомы проявились в середине марта, когда стали закрываться кинотеатры за рубежом. А студии стали снимать и переносить крупнейшие премьеры, предвидя кассовые провалы для дорогих проектов. Первым таким фильмом был, если помните, «Мулан». Мы вели активную переписку с правообладателями, чтобы понять ситуацию и видеть перспективу. Но ясности на тот момент не было ни у кого.
Чтобы не потерять зрителя, в комплексе предприняли необходимые меры безопасности: закупили антисептики, ввели обработку поверхностей в залах и других помещениях после каждого сеанса, сотрудники оделись в маски и перчатки. Была введена и шахматная рассадка, чтобы в итоге в зале не присутствовало более 50 человек.
— Услуга частной аренды зала у нас уже существовала, и она оставалась в предложении, то есть по желанию можно было арендовать зал для индивидуального просмотра.
Поскольку новые фильмы перестали выходить, в Бутике Кино показывали ретроспективы популярных кинолент, которые не так давно были в прокате. Такую антикризисную поддержку предложили некоторые правообладатели. Неплохо собирала тарантиновская «Омерзительная восьмерка», уточняет Татьяна.
Но 15 апреля кинотеатр взял паузу. Основным сигналом к этому стал рост заболеваемости коронавирусом в Беларуси, а не отсутствие контента.
— Мы ежедневно отслеживали сводки Минздрава и понимали, что продолжать работать — значит рисковать здоровьем как сотрудников, так и гостей кинокомплекса. Предписаний со стороны государства не было, здесь бизнес сам решал, как нести ответственность перед клиентами и командой.
Сотрудники Бутика Кино отправились в отпуска: кто-то в оплачиваемые, кто-то — за свой счет. За время двухмесячной паузы ушел один человек, у которого закончился контракт.
— С 1 июля, когда мы возобновили прокат, в зависимости от должности выплачивалась зарплата либо с 30%-ным понижением, либо (если это вахтовый метод или «почасовка») за отработанное время. В целом вся команда кинокомплекса была сохранена.
Паузу в компании использовали для внутреннего обучения: для команды провели ряд тренингов, сотрудники отсматривали антикризисные конференции по киноотрасли, организованные за рубежом. А также строили стратегию выхода из прокатной паузы и старались наладить контакты с новыми партнерами — на будущее.
В отличие от коллег из других сетей кинотеатров, в Falcon Club Бутик Кино были финансово подготовлены к коронакризису. В первую очередь за счет вполне успешного прошлого года.
— Надо понимать, что мы не совсем обычный кинотеатр и достаточно зарабатывали на аренде, проведении мероприятий, дополнительных услугах. Плюс в конце года хорошо прошли крупные премьеры. Поэтому и получилось сформировать подушку безопасности, которая нас поддержала во время паузы.
При этом финансовые потери для кинокомплекса были значительные, но не смертельные.
— Благодаря подушке безопасности мы первую волну [коронавируса] выдержали. Тут еще нужно учитывать, что мы — часть бизнеса, где есть другие составляющие и существует взаимовыручка.
Но вакцины от коронавируса все еще нет, поэтому нельзя с полной уверенностью сказать, что все позади, считает Татьяна. Не исключено, что начнется вторая волна заболеваемости, поэтому киноотрасль до сих пор находится в подвешенном состоянии.
— Многие крупные премьеры по-прежнему перенесены на 2021 год. Студии вот только-только возвращаются к съемочному процессу.
Директор Бутика Кино прогнозирует, что при хорошем стечении обстоятельств кинокомплекс сможет вернуться к докоронавирусным темпам развития к декабрю-январю.
— Но тут все упирается в психологический момент, в состояние тревожности людей. Как только появятся известия об эффективной вакцине, люди постепенно перестанут бояться публичных мест и вернутся в залы. Пока что мы все ждем хороших новостей.
На вопрос, что в кинотеатре планируют делать, чтобы выйти из кризиса, Татьяна отвечает: рассчитывать будут только на себя и свои силы.
— От государства мы ничего не просили и не сильно рассчитываем на помощь. Обращаться не планируем, так как понимаем, что кинобизнес не в приоритете.
Директор напоминает, что сейчас кинокомплекс находится в довольно зависимой позиции — от студий и от интенсивности второй волны коронавируса.
— Горизонт планирования может меняться буквально каждую неделю. Пока что мы видим оживление публики, в том числе и по проведению мероприятий. Наша задача — быстрая и гибкая реакция на ситуацию, максимальное наполнение репертуара новинками. Это уже получается делать. На прошлой неделе неплохо прошел фильм «Гренландия», есть интерес к фильмам «Агент Ева» и продолжению картины «Поезд в Пусан». Очень ждем, как себя покажет «Довод» Нолана.
К слову, за время каникул в Бутике Кино поработали над меню лаунж-бара: сейчас тут предлагают полноценные блюда — от бургера до супов, чтобы люди могли поужинать или пообедать перед фильмом. Осенью меню планируют расширять.
Цены на билеты поднимать не будут — как минимум до ноября. За счет падения курса рубля могут подорожать позиции в кинобаре и лаунж-баре, потому что цены поднимают поставщики продуктов.
— Что до дополнительных фишек, то наших гостей традиционно привлекает высокий уровень комфорта, собственная кухня, светские и киномероприятия. Конечно, комфорт и сервис остаются с нами, а вот с мероприятиями все зависит от ситуации. Были планы привезти до конца года крупных кинозвезд, как ранее Федора Бондарчука и Александра Петрова. Запланированы показы в рамках фестиваля «Лiстапад», интеллектуальные лектории. Но будет ли вторая волна коронавируса и как она повлияет на отрасль, остается только гадать. Мы надеемся на лучшее.
«АртКинотеатр»
Дарья ШумайДиректор сети кинотеатров «АртКинотеатр»
В начале апреля два столичных кинотеатра частной сети «АртКинотеатр» временно перестали работать. Спустя пять месяцев они возвращаются к работе в привычном режиме. Вместе с директором сети кинотеатров Дарьей Шумай вспоминаем, чем компания жила все эти месяцы и какими будут последствия коронакризиса для их бизнеса.
С пандемией коронавируса в «АртКинотеатре» сначала сражались при помощи санитайзеров, шахматной рассадки в зрительном зале и сокращенного графика работы.
— Мы пытались сделать все, чтобы зрителю было максимально комфортно. Наверное, в марте мы еще не совсем осознавали масштаб проблемы и то, что люди вообще перестанут ходить в кино.
Уже в начале апреля посещаемость кинотеатров упала почти на 97%. И именно отсутствие нового контента стало импульсом к тому, чтобы уходить на вынужденные каникулы. Картины, которые прокатывались повторно, большого интереса у зрителей не вызвали.
— Когда мы поняли, что новые фильмы в ближайшее время выходить не будут, решили сделать паузу. Без контента мы работать не можем.
Оба кинотеатра сети «АртКинотеатр» располагаются в торговых центрах. Собеседница отмечает, что арендодатели этих объектов пошли команде проекта навстречу: сделали скидки на оплату аренды, потому что понимали, что иначе кинотеатры не выживут. Но и это не спасло сеть от временного закрытия. Из-за отсутствия премьер с 6 апреля кинотеатры закрыли двери для посетителей.
Во время простоя для «АртКинотеатра» было принципиальным сохранить штат сотрудников. Для этого некоторые работники перешли на полставки, кто-то ушел в трудовой отпуск, кто-то взял отпуск за свой счет. Но зарплату частично сохранили всем.
Финансово к таким каникулам кинотеатры готовы не были. Девушка отмечает, что подушки безопасности на случай пандемии у компании не было и оплачивать налоги, рассчитываться с сотрудниками и обслуживать помещения пришлось из средств, предназначенных для развития сети кинотеатров — например для модернизации оборудования.
К слову, летом оба кинотеатра время от времени работали — то в выходные, то по вечерам в будни. А вот в сентябре вместе с громкими премьерами команда возвращается и планирует заработать в полную мощь. При этом, признается директор, сам алгоритм, как будет проходить работа, компании пока неясен. Он зависит от того, вернутся ли люди в кинотеатры и не будет ли больше переносов запланированных премьер.
Цены на билеты в «АртКинотеатр» останутся прежними. Привлекать зрителей в кинотеатры какими-то активностями здесь не планируют. Дарья считает, что людей интересуют не сами кинотеатры, а фильмы, которые в них идут. Команда рассчитывает, что именно полноценные премьеры сентября, такие как «Довод», «Новые мутанты» и «Мулан», привлекут людей.
Точно спрогнозировать, когда кинотеатр вернется к темпам развития, которые были еще до пандемии, в компании не берутся. Но думают, что это случится не раньше 2021 года, возможно даже во второй половине. К новой волне коронавируса в кинотеатрах пока не готовы, но надеются, что если она и будет, то пройдет для «АртКинотеатра» менее ощутимо.
На вопрос о том, какие убытки понесла компания, ни в одной из сетей кинотеатров нам не ответили, сославшись на то, что это закрытая финансовая информация.
Напомним, что заболевших коронавирусом в последние дни в Беларуси снова становится все больше. От посещения закрытых многолюдных помещений в таком случае мы советуем отказаться, но если вы все-таки планируете идти на «Довод» или другие фильмы в кино, не забудьте о необходимых мерах защиты. К слову, шахматную рассадку сохранили все столичные кинотеатры.
С приходом коронавируса в самом начале весны было не до конца понятно, что кинобизнес заглохнет на долгие пять месяцев и почти все кинотеатры вообще перестанут...