художнику Мефодьеву заказывают те, кто от нее вдалеке
Дизайн-студия, где работает художник из Новолукомля Сергей Мефодьев, расположилась прямо под крышей магазина рядом с городским рынком. Поднимаясь по крутой железной лестнице, не упускаю возможности в шутку заметить, что быт очень напоминает описание творческих кварталов в Париже. Правда, оказавшись внутри, сразу понимаю, как далека от истины. Стены, сплошь увешанные картинами, просто дышат прелестью белорусского края...
Сергею Михайловичу пятьдесят. Лет сорок минуло с той поры, когда деревенский мальчишка вместе с семьей переехал в Новолукомль. За свою жизнь он немало городов повидал, учился в московской академии, а душа так и осталась в плену истоков, на деревенской улице с видом на живописное озеро, в котором отражается разрушенная церквушка. Там, в родном Болюто, находящемся в нескольких километрах от древней Череи, впервые услышал профессиональное предсказание судьбы. Художник с любовью вспоминает сельского «пророка» Федора. Люди не от мира сего есть в каждом селе. Болютовский «инопланетянин» прославился тем, что очень метко давал прозвища, к человеку на всю жизнь прирастало -- Астроном, Шпулька, Медная кастрюля. Сергея Мефодьева земляк окрестил Художником. И оказался настоящим провидцем. Во многих профессиях довелось новолукомчанину себя попробовать, но с кистью никогда не расставался. Настоящее призвание, как и память о родных местах, не отпускает. «Как хочется иногда побродить по нашему сельскому кладбищу, найти могилу Федора и просто постоять...» -- делится художник сокровенным. В большинстве пейзажей Сергея Мефодьева с малой родины присутствует силуэт Белой церкви. Храм, основанный в пятнадцатом веке смоленским епископом Мисаилом Пеструцким, памятник архитектуры раннего барокко, который строил Борис Сапега, был разрушен в 20-м. Он оставил много тайн нашим современникам. Изучением их занимались многие известные ученые. Не так давно в Беларуси издана книга «Царьград Черея» московского ученого, доктора технических наук, доктора философии и искусствоведения Роальда Романова. Автор -- наш земляк, внук бывшего главного врача Черейской больницы Федора Романова, глубоко интересуется историей малой родины. В своем исследовании высказывает предположение о том, что участие в строительстве храма принимал знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиорованти, построивший Успенский собор в Москве. Изучив много документального и фактического материала, российский исследователь также не исключает, что прах итальянца может покоиться возле Спасо-Троицкого храма, а именно так ученые называют Белую церковь. Много легенд и преданий сохранилось о чудотворной иконе Черейской Божьей матери, пожертвованной церкви ее основателем. Стены разрушенного храма, возвышающиеся сегодня над Черейским озером, привлекают людей. В окрестностях любят побродить туристы. Очень нравятся эти места Сергею Михайловичу. Кое-где на картинах художник восстанавливает святыню, увенчивая куполом с крестом. Полотна с видом храма привлекают людей.. Сейчас в мастерской художника триптих о Белой церкви. Вот в погожий осенний день она возвышается над озерной гладью, даря окружающему миру благодать. Этюд так и называется -- «Осень». Следующий сюжет -- «Возвращение». Израненный храм спокойно и мудро взирает на бушующее жизненное море. Последняя картина цикла -- «Прекрасное мгновение». Мотив навеян реальными событиями. Как-то в окрестностях автор бродил с группой художников. В озере купалась девушка. Завершив водный моцион, она оделась, побежала и скрылась за калиткой стоящей недалеко от водоема дачи. А через несколько минут вновь появилась с подносом садовых даров для неожиданных гостей. «И если вдуматься, -- говорит художник, пытаясь объяснить свой интерес к теме, -- сколько прекрасных мгновений из жизни моих земляков за столько столетий видели стены разрушенного храма. Вот и недавно проходил знакомыми местами, недалеко на лугу женщина пасла коз. Она мне рассказала, что венчалась в этой церкви...» Родина далекая и близкая... Тот причал, куда рано или поздно хочется пристать, стряхнуть ненадолго суету бытия, сверить компас -- туда ли плыл? Сергей Михайлович рассказывает о том, что в последнее время земляки, которых судьба увела далеко от родительского дома, нередко заказывают ему сюжет о деревне. «Бывает так, что в селе уже никто не живет. Езжу, фотографирую заснеженные или заросшие дома. А на картине навожу порядок. Работа приносит удовольствие. Писать о родине всегда интересно». НА СНИМКАХ: художник и его работы. Ирина ТОРБИНА. г. Новолукомль.