Режиссер, сценарист, продюсер Борис Грачевский привез на «Лістападзік» новые истории любимого всеми киножурнала «Ералаш» и фильм «Крыша» -- на конкурс «Лістапада».
Мало кому известно, что первая запись в трудовой книжке Бориса Юрьевича -- «принят на работу токарем». Был он и технологом-конструктором, даже строил ракеты у Королева. Такой вот ракетостроительный зигзаг в жизни известного человека! «Подумал, что каждый день буду сидеть за столом, чертить, включать приборы, мне стало так скучно!.. Я с шести лет на сцене. Когда пришел в кино, места не было, меня взяли обыкновенным грузчиком», -- вспоминает «отец» «Ералаша», который, между прочим, уже снимается 35 лет. Причем каждый год появляются около 36 историй. Это значит, что новая серия рождается примерно через 10 дней! «Интересная деталь. 16 ноября 2008 года сказал «мотор» на картине «Крыша», а 16 ноября 1968-го я пришел на студию. Ровно 40 лет меня водило кино по своей «пустыне»! -- восклицает Борис Юрьевич. В биографии этого талантливого человека еще немало интересных фактов. Например, он своеобразный чемпион ВГИКа -- учился там 23 года! И его ни разу не исключили из института. Когда информацию «засветили» на юбилее ВГИКа, зал встретил ее овациями. «Может быть, еще бы учился, просто сын меня догнал», -- улыбается режиссер. А в фильме «Варвара-краса, Длинная коса» снималась… рука Грачевского. В эпизоде, где из таза страшный палец напоминает царю: «Должок!» У Бориса Юрьевича немало хобби. Раньше он любил собирать необычные жизненные ситуации. Например, наблюдать за танцующими людьми и потом немножко передразнивать их. Был неравнодушен к рыбалке, бильярду, особо интересовался изобразительным искусством, а сейчас увлекся пением. Уже записал не одну композицию… В творческой копилке Бориса Грачевского -- заслуженного деятеля искусств России, члена Российской академии кинематографических искусств, обладателя призов «Золотой овен» и «Золотой Остап», а также ордена Почета -- документальные фильмы, проект «Социальная реклама». И теперь полнометражное кино -- фильм «Крыша». Так сказать, творческий дебют. «Давно собирался снимать большое кино. Хотел совсем «отойти» от детей, сделать какую-то драму, мелодраму. Но умер мой соавтор, с которым мы начали писать сценарий. Никто не мог в течение двух с лишним лет сделать то, что я хотел. Случайно ко мне попал сценарий, основанный на реальных событиях. В Балашихе три девочки взялись за руки, спрыгнули с крыши жилого дома и разбились. Никто не знает, из-за чего произошла трагедия… Сценарий был очень сильный, дипломная работа Ирины Бурденковой. Начал работать, забыв, что хотел «отказаться» от детей… В последний момент мучился, думал, как сделать финал, что-то такое нереальное. В итоге оставил девочек в живых, -- рассказывает Борис Грачевский. -- Живу на солнечной стороне. Старался делать светлое кино, это моя позиция в жизни. Ведь сейчас принято, чем чернее и страшнее фильм, тем лучше. Думаю, жизнь такая, как я показываю». Фильм «Крыша» -- о любви, о жизни. Там очень важные слова сказаны в песне. «Не верь никому, что любви в мире нет. Как бы мы без любви появились на свет?..» На роли трех героинь -- одиноких девочек, которые однажды оказываются на краю пропасти, выбирали из пяти тысяч школьниц. Попали на съемки Соня Ардова, Маша Белова и Анфиса Черных. «Трудно было выбрать таких, которые бы сыграли по-настоящему. По-моему, девочки справились». Как утверждает режиссер, ему дороже слезы в зале, реакция людей, которых тронул фильм «Крыша», чем победы на фестивалях. «Нельзя представить свою жизнь без детей. Ужасно, когда человек говорит: «Не хочу детей»... Все время вспоминаю замечательный рассказ Набокова «Соглядатай». Идет сюжет своим ходом, и вдруг человек… повесился. А жизнь продолжилась. Потом выяснилось, что крюк оборвался, и человек стал смотреть на мир совершенно другими глазами… Думаю, что после такого чудовищного катаклизма все герои моей истории в «Крыше» должны измениться глобально… В песне «забили огромными гвоздями»: чтобы свет наших глаз никогда не померк, надо чаще смотреть нам не вниз, а наверх». У Грачевского есть 37-минутный фильм о фильме -- как снималась «Крыша». Можно увидеть, чего стоит легкость, с которой дети играют. Как проходили съемки на «собачьем» холоде. Особенно трогают сцены, когда дети плакали. И делали это сами. Не так просто научить не только пустить слезу, а и чувствовать... Финал снимали с девяти утра и до двух ночи на девятом этаже. Это были самые сложные сцены и главные монологи. Дети играли -- вся съемочная группа рыдала. «Помню первые «Лістапады». Они были маленькие, уютные, для себя. Сейчас Минский кинофестиваль становится настоящим фестивалем международного класса. Надеемся, что он окрепнет. Конечно, никогда не станет ни Каннским, ни Венецианским. И не надо! Пусть будет таким, каков есть -- хороший праздник для Беларуси» -- говорит Борис Грачевский. Вера ГНИЛОЗУБ, «БН». Фото Кристины КУЗЬМИНОЙ, «БН».