Анатоль Клышка. Францыск Скарына, альбо Як да нас прыйшла кнiга. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2009.
Автор букварей, по которым мы с вами почти все учились, не может не писать увлекательно... Эта книга — тому доказательство. Доступный язык, читабельность и столько интереснейшей информации, что и взрослому будет любопытно. Не говоря о том, что это — об истории нашей родной культуры, которую мы по привычке обуваем в лапти. А вот вам средневековый Полоцк, о котором говорится в скандинавских сагах, куда привозят товары купцы из Бремена и Риги, где в школке обучается мальчик Франтишек Скорина... Мы узнаем, как переписывались книги в скрипториях, какие обычаи существовали у школяров, как торговали на рынках... А потом вместе с подросшим Скориной переносимся в средневековый Краков, где наблюдаем забавные, а иногда жестокие обычаи студенчества того времени... Разумеется, во всех подробностях нам рассказывается и о книгопечатном деле. Мы следим за судьбой Франциска Скорины, как за судьбой героя приключенческого романа... Именно с помощью таких книг и воспитывается в детях не только любознательность, но и подлинный патриотизм.
Альваро Помбо. Остров женщин. Роман. Москва, Иностранка, 2009.
В одном из блогов этому роману вынесли вердикт «изящная словесность». Действительно, его с налета не прочитаешь, нужно смаковать фразы, следить за психологическими построениями, читать между строк — то, от чего современный читатель отвык. В процессе чтения мне представлялся изысканный, неспешный арт–хаусный фильм вроде «Ускользающей красоты». «Остров женщин» — из тех романов, которые однозначно относишь к высокой литературе. Не зря Альваро Помбо сегодня в Испании считается живым классиком. Семейная сага, предполагающая созерцание и отгадывание, напоминает «Дом Бернарды Альбы», только с точностью до наоборот. У Гарсии Лорки сеньориты, живущие в уединении, помешаны на соблюдении традиций и приличий. Даже если страстно хотят любви, то воспринимают это как преступление. В романе же Помбо дамы, живущие на острове в испанской провинции, помешаны на свободе личности и воинствующем феминизме. Клара и Лючия, две эксцентричные сестры, прекрасны и талантливы, кавалеры их просто недостойны, они их прогоняют... Во всяком случае, именно так считает героиня, от имени которой ведется повествование, старшая дочь Клары, свято верящая, что они, живущие на острове, не такие, как все, выше всех и утонченнее. И сама собирается стать такой же, как мама и тетя. Роман посвящен тому, как разбиваются эти иллюзии... Постепенно, болезненно... До героини доходит, что ее утонченные ближние — бездельники и бессердечные эгоисты, не способные на сочувствие и любовь. Как только кто–то из их круга попадает в настоящую беду, от него просто стараются избавиться, вычеркнуть из жизни... А вот представители противоположного пола, воспринимавшиеся ранее как тени своих прекрасных и недоступных возлюбленных, оказываются жертвенными и глубокими натурами, прощающими своим не слишком достойным дамам все... Мы так и не узнаем имени повествовательницы, словно она была тенью других в своем семейном прошлом. И только оказавшись в положении изгоя, обретает самое себя.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Разбитые иллюзииКнижный навигаторАнатоль Клышка. Францыск Скарына, альбо Як да нас прыйшла кнiга. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2009.Автор букварей, по которым мы с вами почти все учились, не...