Для народной артистки России Екатерины ШАВРИНОЙ стакан всегда наполовину полон, потому что она -- настоящий оптимист. Ее энергия просто плещет через край. Хватает на всех, кто рядом. Узнав о том, что «БН» пишет о сельчанах и для сельчан, знаменитая певица воодушевилась: «И мне доводилось корову доить в глухой таежной деревеньке…»
-- Екатерина Феоктистовна, у вас было трудное детство. Как это повлияло на дальнейшую жизнь? -- Правда, трудное. Но все так быстро прошло, что я предпочитаю не говорить об этом. Хотя свой отпечаток то время, конечно, наложило. Очень жалею нищих, бедных, больных. Всех бы их обняла, накормила. На Тверском бульваре в Москве, где я живу, постоянно стоят детки-побирушки. Пока до дома доезжаю, все деньги им раздам. Душа разрывается. Знаю, что от хорошей жизни никто не будет попрошайничать.
Справка «БН»: Екатерина Феоктистовна Шаврина родилась в 1948 году. Детство и юность прошли в Перми. До четырех лет она не могла говорить. Нужна была серьезная операция. Чтобы добыть средства на лечение, родителям пришлось продать корову. Врач, старичок-профессор, которого они нашли, сделал операцию и денег не взял. После этого и петь, и говорить Катя начала одновременно. Родители умерли рано. На попечении Шавриной остались пять сестер и брат. С 13 лет она вынуждена была работать…
-- Говорят, что порядок в своем доме вы наводите сами. Никому не доверяете… -- Шевелиться-то надо. В поездах, самолетах все время сидя-лежа, сидя-лежа. Только на сцене и стою. А женщине обязательно нужно двигаться! У меня две дочери-двойняшки -- Жанна и Элла. У одной дочка уже выросла, а у второй малыши -- двух и четырех лет. Так вот у них три сменные няни и постоянный домашний врач. Меня это просто бесит! Ты же хотела детей! Воспитывай! Надо, чтобы ребеночек хотя бы иногда спал с матерью, чтобы почувствовал материнское тепло. У меня детей трое (есть еще сын Григорий. -- Авт.), так они всегда дрались, кому со мной спать. Разве это дело, что двухлетняя Аннушка с большей охотой идет к няне, чем к своей матери? А еще у всех домработницы. Видели бы вы, как они пол протирают: постоянно от тряпки ворс остается. А столик лаковый?! Раз-два… Никакого старания. Я не могу доверить уборку в своем доме чужим рукам. Вы не подумайте, я не бедная, могу и десять домработниц нанять, но не признаю этого. Должна трудиться сама. -- Готовите тоже сами? Какими блюдами внуков по праздникам балуете? -- Вот готовить практически некогда. Хотя я это умею и люблю. Когда в 15 лет попала в Москву, снимала комнату на Петровке у одних интеллигентных людей. У них жила француженка Вера Явич. Я была очень шумная. Как сейчас понимаю, даже невоспитанная. Постоянно куда-то спешила, поэтому громко хлопала дверями, гремела посудой, не задумываясь, мешаю кому-то или нет. А Вера терпеливо из месяца в месяц меня воспитывала, как делать все аккуратно, красиво, и учила готовить. Мои фирменные блюда -- «Мясо по-королевски» и «Оладьи с яблоками». В чистом виде оладьи вообще не признаю. А вот если туда добавить тертое яблочко… -- Когда вы поняли, что хотите стать артисткой? -- Как только я получила возможность говорить, это было в четыре года, -- стала артисткой. Какая нахалка, правда? Но я в своей исключительности нисколечко не сомневалась. Единственным развлечением в нашей семье был репродуктор. Вернее, репродукторы. Они висели в каждой комнате. Отец очень этим увлекался, постоянно собирал приемники из каких-то деталей и проводков. И вот эти репродукторы вещали с шести утра до двенадцати ночи. Я бесконечно слушала одни и те же песни и пела. Громко, чтобы именитых артистов перепеть. А еще развивала свое тело. Занималась акробатикой. И даже на каникулах, когда мама отправляла меня к своей сестре в глухую таежную деревеньку Мостовщики, оттачивала мастерство. Деревенька эта когда-то принадлежала моим предкам. В половодье ее частенько заливало водой, которая могла стоять до начала лета. Помню, на лодке к сараю подплывали, чтобы корову подоить. А неподалеку от дома был пригорок, который никогда не заливало. Там то я и упражнялась. Думала, никто меня не видит. А соседи-то глазастые. Вовсю за мной наблюдали. Называли меня: «Катька, которая гнется». Да я и сейчас могу, смотрите! (Шаврина с удивительной легкостью делает пару сложных наклонов. -- Авт.) -- Здорово у вас получается, молодежь позавидует! Кстати, о зависти. Вы учились вместе с Пугачевой сначала в музыкальном училище, а затем в ГИТИСе. Не задаете себе вопрос: «Почему она примадонна, а я нет?» -- Я вам так скажу: соперничают только ремесленники. У настоящих талантов не может быть друг к другу какой-то зависти, ненависти. Если артист говорит, что мне, дескать, завидуют, значит, перед вами типичный ремесленник. Я -- Шаврина. И все, что у меня есть, это мое. Чужого мне не надо и моего никто не возьмет. А с Аллой Пугачевой мы действительно вместе учились. И по сей день сохранили хорошие дружеские отношения. Помню, сидели как-то на худсовете. Тогда молодых артистов ими жутко мучили -- это можно петь, это нельзя. И вот Алла мне говорит: «Катька, может быть, в моей жизни все изменится к лучшему. С таким композитором в Прибалтике познакомилась!» Сама себе думаю: «Мели Емеля, твоя неделя…» Ведь не всегда все происходит так, как мы планируем. До сих пор мне стыдно, что сомневалась тогда. Знаете сами, что получилось из тандема Пугачева -- Паулс. А в ГИТИСе было дело, пришла на экзамен. Шея -- в специальном бандаже. На меня в 1981 году в лифте бандит напал, стукнул по шее. Так вот, шея в «броне», а по сценарию экзаменационной пьесы должна стать на голову. Преподаватели позволили не становиться. Ну как же! Я без пяти минут профессиональный акробат! Взяла и стала с дуру на голову. Швы, конечно, опять разошлись. Лежу, страдаю. Алла подошла: «Оно тебе надо? Ты же ШАВРИНА!» Никогда не кичилась она своей славой. -- Что больше всего цените в людях? -- Ценю трудолюбие и целеустремленность. Стараюсь как-то поддержать начинающих артистов. Иногда вижу, что артистка бедно одета или несколько концертов в одном костюме, предлагаю ей что-то из своего гардероба. Аккуратно, чтобы не обидеть человека. Сами знаете, каких денег сейчас хороший сценический костюм стоит. Если человек трудится, то рано или поздно добьется своей цели. Ну а если с талантом соседствует лень, тогда сложнее. Как-то позвонила мне одна очень талантливая молодая артистка с просьбой уделить ей время. Какие-то у нее были творческие вопросы. Я не отказала. Говорю: «Завтра в десять». А она мне: «Я до полдвенадцатого сплю». Ах, спишь? Ну спи. Хозяин-барин. Речь о Светлане Владимирской. Помните ее хит «Мальчик мой»? Человек, безусловно, талантливый. Но если бы хотела сделать карьеру, не спала бы так много. Я твердо убеждена, и вы, думаю, со мной согласитесь: «Из того, кто бездельничает, настоящего человека не получится!» Записала Татьяна ЛАРИНА, «БН». Фото автора.