Банк, который никогда не прогорает, — это хорошее образование наших детей и впечатления от путешествий. Обожаю зимними вечерами рассматривать фотографии своих поездок. И не в компьютере, а в альбоме.
Сама себе завидую... Совсем скоро снова буду в Париже. Азнавур прав: этот город всегда хорош, особенно в мае, когда цветут каштаны... Не будете возражать, если несколько своих заметок я посвящу этому городу, который люблю и хорошо знаю?
В Париже все — архитектура, музыка, мода, духи, вино, сыры — имеет свой особый шарм. Что и делает их чисто французскими. Еще в XIX веке этот город стал и столицей мира, и законодателем моды. Замечательная фраза Бальзака: «Здесь обладать вкусом значит больше, чем умом...» В Париж стремились все. Этот город очень любили Шопен, Модильяни, Пикассо, Хемингуэй, Дали, Шаляпин... Из Парижа вывозили не только модные плащи и шляпки, но даже мосты и дворцы. Петродворец очень напоминает Версаль, а Кировский мост в Петербурге есть точная копия моста Александра III.
Всегда поражает: Париж — и не такой большой город. Это не Рим, не Берлин... Все достопримечательности легко можно обойти за два дня. Уникальный город, где в центре все дома почти одной высоты, черепичные крыши, мансарды, решетчатые балконы, на которых всегда цветы. Архитектурный облик тщательно охраняется, и не дай Бог кому–нибудь что–то изменить в фасаде здания или отвинтить дверную ручку...
И еще. Невозможно не заметить: город имеет свой цвет — сиренево–розовый — и свой запах. Он слагается из запаха модных в данном сезоне духов — помните фразу Франсуазы Саган: «Весь Париж пропах «Пуазоном», запахом кофе и круассанов». Все парижане завтракают одинаково: большая чашка кофе, капля джема, масла и круассан, который почему–то макается в кофе...
Город украшает река Сена с ее 60 мостами (самый старый зовется почему–то «Новым») и бесчисленными прогулочными пароходиками. А у берега пришвартованы баржи. На одной из них еще недавно жил знаменитый комик, «Блондин в черном ботинке» Пьер Ришар. Однажды на улице я увидела Алена Делона. Он выходил из машины и направлялся к своему дому. Кумир женщин оказался совсем небольшого роста. Его парижская квартира — рядом с Домом инвалидов. Но в последние годы кинокумир предпочитает уединение в швейцарском поместье.
Я всегда прихожу к дому номер 12 на авеню Монтень. Здесь долго жила и умерла великая Марлен Дитрих. Я долго смотрю на балкон, на который, говорят, она даже иногда выходила...
Еще мой любимый адрес в Париже — Вандомская площадь. Ее украшает позеленевший от времени огромный обелиск, сделанный из орудий, взятых Наполеоном при Аустерлице. Роскошная гостиница «Ритц» знаменита своими постояльцами — все вечера в местном баре проводил Хемингуэй. И Коко Шанель, имевшая квартиру почти напротив отеля, предпочла жить и умереть здесь. Наконец принцесса Диана из этой же гостиницы отправилась в путь, который, увы, стал для нее последним... Тут находится ювелирный магазин, который постоянно обворовывают. А напротив — дом, к которому я подхожу непременно. Здесь умер Фридерик Шопен. В этом году ему исполняется 200 лет, и во всем мире по случаю юбилея звучит его музыка. Романтик, композитор малых форм, поразительный мелодист, поэт фортепиано... Заканчивая эти заметки, отправляюсь в филармонию. Буду слушать вальсы, ноктюрны Шопена.